Иван Орлов
ноябрь 2019.
264

Существует ли западная, восточная и др. цивилизации, или все страны индивидуальны?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Цивилизации - это группы стран, народы которых схожи по своему национальному характеру, исторической судьбе и проч. Да, цивилизации существуют. Проблема только в том, что считать основным маркером цивилизации. Если считать маркером культуру в целом, тогда вообще можно выделить то, что я называю "цивилизационная матрица" или "сверхцивилизация" и их пока будет всего четыре - западная (трансокеаническая), северная (евразийская), южная (трансазиатская) и Восточная (дальневосточно-азиатская) или просто Север, Юг, Восток, Запад (в цивилизационном смысле). Некоторые наряду с этим выделяют еще две "формирующиеся" цивилизации, такие как южно-панамериканская (латиноамериканская, латиноиберийская) и панафриканская. Чем этот (мой) подход к цивилизациям отличается от традиционного? Тем, что он берет предельно широкие рамки - цивилизации должны обладать значительными историческими территориями (вмещающим ландшафтом), народы должны быть совместимы культурно и исторически. Среди цивилизационных матриц нет единства в том, что является "раствором" скрепляющим цивилизацию. В случае Востока - это скорее мироощущение, индивидуальная праксия (опыт), в случае Севера (нас с вами) - это государство, его структуры, государственно-национальное единство, которое скрепляет цивилизацию, пока ядро существует, в случае Запада - это общая историческая судьба и гражданско-политические ценности, а в случае Юга - это общая религия (ислам). Кроме общего "раствора" или субстанции цивилизации, у цивилизаций различаются основные параметры. Их немного, но они примерно таковы:

1. Отношение к трансцендентному (богу, Богам, священному в целом). Запад - трансцендентное имманентно и обще для всех (поклонение культу комфорта, уюта, материальным ценностям, культуре), Восток - трансцендентное имманентно и содержится в опыте (ритуал, культ предков, индивидуальная мораль), Север - трансцендентное - сакрально и недоступно с одной, имманентно и соотнесено с реальностью с другой (например, Христос и близок, и одновременно далек или коммунизм - тоже и близок, и далек), Юг - трансцендентное - сверхтрансцендентно и является источником повеления (отсюда ислам - "покорность").

2. Отношение к человеку. Запад - человек - это одинокий индивид, "машина желаний", Север - человек - это личность, стихийный коллективист (соборность), Восток - человек - это органический коллективист, часть коллектива, Юг - человек - это религиозный коллективист, часть общины.

3. Отношение к обществу. Запад - общество - это "агрегат индивидов", простая сумма отдельных людей, важно не общество, а цели и ценности индивидов. Север - общество - это симфоническая личность, органическое единство общества (целей) и личности (средства воплощения целей), Восток -  человек - это важная часть общества, механически солидарная с другими через систему родственных связей, мироощущения. Юг - человек - это часть уммы, общины правоверных, подчиняющейся "вечным законам".

4. Отношение к культуре. Есть две культурных оси- конкурентность - солидарность и традиционность/архаичность - современность (модерн). Конкурентное общество наделено качествами индивидуализма, борьбы всех против всех, , приоритета интересов над ценностями, солидарное - коллективизма , органического действия, приоритета ценностей над интересами. Традиционное общество включает в себя слепое повиновение авторитетам, религиозный вектор культуры, медленные темпы культурного роста и адаптации, современное - быстрый рост, атеистическо-агностический вектор культуры или религиозный модерн в культуре, критическое отношение к феноменам культуры. Так вот Запад  - это конкурентно-модернистское общество, Восток - солидарно-традиционное, Север - солидарно-модернистское, Юг - солидарно-традиционное. Правда, нас сейчас пытаются загнать в вектор Юга, но это не выйдет, мы в целом уже не традиционное общество.

5. Отношение к государству. Государство - это агрегат насилия, Левиафан (Запад),  Государство - это далекий арбитр, внешний защитник от бед (Север), Государство - это средоточие традиций и хранитель культуры (Восток), Государство - это теократический миссионер (Юг).

6. Отношение к закону. Закон - это суровый судья, высший арбитр любых коммуникаций (Запад), закон - это простое техническое приспособление в руках государства и власти (Север), закон - это хранитель уклада и обычаев (Восток), закон - это воля Бога, совокупность его велений, регулятор отношений морали (Юг).

7. Отношение к истории и историческому времени.  "Вечное настоящее" или "прошлое и будущее лишь соотносятся с настоящим" (Запад), "Прошлое лишь пример для лучшего будущего" (Север), "Прошлое как источник и двигатель медленных перемен" (Восток), "Прошлое как универсальный арбитр и источник мудрости" или "будущее как идеальное прошлое" (Юг).

8. Отношение к власти.  Власть - это "эффективный менеджер", функция государства (Запад), власть сакрализована, она стоит над государством и надзирает за ним (Север), двойная власть - одна сакрализована, отделена и является ритуальным символом незыблемости культуры, другая прозаична и обыденна. (Восток), власть - это выразитель универсальной справедливости в руках Единого (Юг)

9. Отношение к собственности. "Частная собственность священна - остальная условна" (Запад), "Собственность общая, собственник лишь управляет ею как представитель (Север), "Собственность общая, частная собственность лишь является функцией общего" (Восток), "Собственность общая или частная, главное, что она служит общим целям (Юг).

10. Отношение к хозяйству. Хозяйство удовлетворяет потребности собственников  и принципами являются эффективность и рациональность - Запад, хозяйство удовлетворяет потребности всех, главная его цель - социальная коммуникация людей, удовлетворение мат. потребностей (Север), хозяйство нацелено на развитие общества, но может быть развито по разному (Восток), хозяйство нацелено на соблюдение общих правил морали и религии (Юг).

Итак, мы видим в принципе сильное различие по 10 позициям у каждой цивилизации свой подход к ведению хозяйства, собственности и проч. Границы цивилизаций я бы определил как - Север - границы цивилизации  примерно совпадают с границами Российской империи без Польши и Финляндии, Запад (границы цивилизации - это Зап. Европа + США, Канада + Австралия и Новая Зеландия), Восток (Китай, Япония, Филиппины, Индокитай, Индия, Тибет, Бутан, Непал), Юг (страны ближнего Востока, страны Сев. Африки, Афганистан, Пакистан, Индонезия). Существуют и межцивилизационные пространства, пространства "потенциального формирования цивилизации" или "особые лимитрофы". "Потенциальные формирующие пространства" - это Центральная и Южная Америка, Центральная и Южная Африка, межцивилизационные пространства - это, например, Восточная и Северная Европа (между Севером и Западом), часть Индокитая (между Югом и Востоком), "особые лимитрофы" - это такие страны как Турция, Израиль, Мексика. Турция и Мексика - это сильно вестернизированные страны, а Израиль - это страна особой религиозной традиции и культуры, не сводимой к матрицам, описанным выше, но трансграничная по отношению к ним - еврей способен как некий "мировой кочевник" жить в рамках любой цивилизации своим собственным укладом и быть вполне совместим с ней (антисемиты будут ворчать, что он "разлагает-де" цивилизацию, но это бред).

Raiseflag Surrenderотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью