Ольга Шелестова
7 января 08:47.
774

Откуда у человека есть образ идеального себя?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться

Образ "идеального Я" - это достаточно вредная психически вещь - по крайней мере работы Э. Фромма и К. Хорни, как и учение православного христианства это доказывают. Дело в том, что приближение человека к какому-то идеалу, должно начинаться с праксиса, с деятельности. А концепция "Идеального Я" обычно порождается психическими травмами, нехваткой. Это когда человек буквально заставляет себя, свое Реальное Я, стремится к совершенно недостижимому по психическим ресурсам идеальному состоянию. К примеру, человек, который будет в православном христианстве "стремиться стать святым" - святым не станет, даже наоборот, парадоксально, но святые в житиях обычно считают себя искренне самыми большими грешниками. Путь к идеалу очень часто лежит через отрицание стремлении к идеалу в уме и через медленное, постепенное приближение к нему в деятельности. Человек, который решил "стать великим математиком" сделает хорошо, если потом забудет о том, что он решил и сосредоточится на решении математических проблем. Человек, который хочет "стать великим полководцем", изучает битвы и сражения и учится руководить войсками и подчиняться командирам, то есть действует. Человек же с устойчивым "Идеальным Я" внутри начинает насиловать свою психику ради идеала - он мало спит, мало есть, много беспокоится и гонка за идеалом превращается в манию, после чего он разрушает свою жизнь. Ведь, даже достигнув состояния "Идеального Я"  не способен воспользоваться своими достижениями.

Как возникает "Идеальное Я"? Оно возникает в ходе невротической социализации личности в попытке компенсировать фрустрацию потребностей от неправильного воспитания. Тогда внутри еще ребенка возникает разделение на "Идеальное Я" (то, каким бы я мог быть, если бы избавился от проблем) и "Реальное Я" (то, кем я являюсь) и между обоими возникает конфликт. Обычно разрешение конфликта в психике разделяется на три "пути", К. Хорни в своей книге "Невроз и рост личности", описала эти "пути" или "зова", как три разных дороги:

1. Зов власти - стремление "завоевать мир". Ребенок, который постоянно наталкивается на игнорирующее или пренебрежительное отношение родителей, постепенно начинает мечтать стать "самым самым" и тогда "они обратят на меня внимание". Так конфликт между "Идеальным Я" и "Реальным Я" в уме ребенка,  разрешается в пользу "Идеального Я", возвеличивания себя, "воли к власти", из желания "покорить себе других", чтобы таким образом показать родителям "я чего-то стою". В рамках первого пути ребенок пытается "слиться" или "раствориться" в своем "Идеальном Я". Так возникают три возможных вида нарцисс, перфекционист или "мстительный" типы личности, которые имеют проблемы в отношениях с окружающими людьми. Нарцисс - это человек, который стремится к возвышению за счет наращивания требований к себе. Ему постоянно "Надо" доказывать другим свою возможность быть выше. При этом он действительно порой много достигает, но не способен при этом расслабится и счастливо жить. Перфекционист обожествляет интеллектуально-чувственные, абстрактные характеристики "Идеального Я". Он любит видеть себя на пьедестале не из-за каких-то действий, а из-за якобы изначально присущих ему добродетелей - ума, художественного вкуса и проч. "Добродетели", естественно, гиперболизируются, а мир - рационализируется. Перфекционист испытывает затруднение в том, чтобы доводить дела до конца, т.к. "если это сделано плохо, то это недостойно меня". Наконец "мстительный" тип захватчика стремится возвеличить Идеальное Я за счет унижения Я других людей, за счет интриг, манипуляций, поиска врагов. Нет преступления, на которое не пойдет "мстительный", чтобы подкрепить черты самоотождествления с "Идеальным Я" (учитывая, что это сойдет ему с рук, а эти люди - мастера камуфляжа и потому часто сходит). Но он и несчастен глубже всех, т.к. в погоне за унижением других, он часто не может приписать себе никаких реальных достижений и ему остается только обвинять других людей и обстоятельства.

2. "Зов смирения - обращение к "любви". Второй тип ответа на фрустрацию и недоверие к миру, которое формируется в детстве, больше свойственен детям, которых опекали и которые не чувствовали себя свободными от родителей, старших братьев/сестер или старших родственников. У таких детей разрешение конфликта между Идеальным Я (которое обычно сформировано их гиперопекающими родителями) и Реальным Я (которое обычно слабое, забитое, зависимое) происходит не через возвеличивание и слияние с "Идеальным Я", а через отождествление с зависимым "Реальным Я", а "Идеальное Я" ставится на недостижимый пьедестал, отчуждается. Такие люди чувствуют себя никчемными, ненужными, бесправными и оправдывают это тем, что "мы-де это заслужили". Подчеркну, они это сформировали не путем аскезы и самоограничения, как у святых, а путём убеждения в том, что они изначально никому не нужны. В Православии такое состояние называется "уныние" и правильно связывается с гордыней. Люди "смиренного типа" горды, т.к. в глубине души считают, что их идеал настолько высок, что никто его никогда не может достичь и они гордятся этим идеалом. В результате они обычно переоценивают окружающих, других людей, которые кажутся им "идеальными", лишенными недостатков и испытывают потребность зависеть от них. Часто у таких людей возникает иллюзия "освобождающей любви", что вот их кто-то полюбит и избавит их от недостатков, или что вот они "полюбят другого" и создадут прямо-таки идеальную семью. Проблема в том, что даже полюбив, они просто перекладывают всю ответственность в браке на партнера, их любовь не стабильна и не спокойна, т.к. они не чувствуют себя достойными любви. Они постоянно сомневаются в чувствах другого ("ну не может же она любить такого неудачника как Я" или "не может же он терпеть такую неумеху как Я") и это отравляет даже самые счастливые их отношения. В итоге "смиренный тип" так всю жизнь и живет в тени "Идеального Я", которое придавило его "Реально Я" и мешает ему свободно и счастливо добиваться своих целей. В религии "смиренный тип" часто находит некоторое утешение и избавление от части тревог, т.к. в религии ему говорят, что Бог любит всех безусловно. Но проблема "смиренного" как раз в том, что он не может до конца поверить в то, что "Бог любит его", т.к. не считает себя достойным любви в душе и поэтому часто приписывает Богу мстительные или жестокие черты (так ему легче жить, т.к. Бог тогда выступает не только как любящий Отец, но и как Палач, а смиренному нужен Палач, ему нужно чувствовать себя раздавленным и униженным). Еще он не понимает призывов христианства к "смирению" и "покаянию", т.к. то, что "смиренный" называет смирением - таковым по сути не является. "Смирение" такого типа личности проявляется в том, что "ну вот я такой плохой и никогда не стану лучше, так что меняться я не буду, разве что внешне буду демонстрировать покорность".

3. Зов "свободы" -  "Решение уйти от проблем". Третий возможный выбор ребенка, столкнувшегося с внутренним конфликтом между предъявляемыми ему требованиями "Идеального Я" (которое является ответом на фрустрацию потребности) и Реальным Я - это игнорирование конфликта. Человек такого типа решает "уйти" от проблем путем отвращения к любой деятельности и путем ограничения желаний. Он как бы "засушивает" себя, спасая свою психику от конфликта. При этом он гордится своим "свободолюбием" и "независимостью от других", но корень его независимости - в радикальном отъединении, отчужденности от других, от их потребностей и интересов. Ему сложно найти себе пару, ему лучше быть одному. В отличие от захватнического типа личности (который презирает "любовь" как иллюзию или слабость) или "смиренного" типа личности (который видит в невротической привязанности к другому - великую освобождающую любовь и переоценивает любые отношения), "свободный" тип просто относится к любви "нейтрально". Он воспринимает "любовь" как удовлетворение потребности в близости к другим, утилитарную функцию. То есть она для него не выше, и не ниже, она просто "есть". Но в отношениях он пытается избежать всяких проявлений любви, бессознательно игнорируя близость ради сохранения отстраненности. Часто он знакомится с людьми, но потом, сближаясь с ними, внезапно открываясь - тут же прерывает контакт, т.к. это напоминает ему о забытом и игнорируемом внутреннем конфликте. Такие люди также подвержены "психической деградации" и могут "убегать" в зависимость от алкоголя, наркотиков, азартных игр или еще от чего-то, но их зависимость не будет как у "смиренного" типа, часто они смогут из неё легко выйти, так же как и вошли.

Короче говоря, все это хорошо описано тут - http://psylib.org.ua/books/hornk03/index.htm. Кстати, К. Хорни буквально описывает образование "Идеального Я" как метафору "сделки с дьяволом", человек выбирает расщепить свою психику на "Идеально Я" и "Реальное Я" и тем самым спускается в ад собственного самопрезрения и самоуничижения.

Raiseflag Surrenderотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
4
0
Прокомментировать

Прежде всего, надо учитывать то, что "идеальный" образ себя складывается из-за ряда обстоятельств.  

  1. Окружающее его поле. Человек, который был воспитан деспотичными и жесткими родителями, будет думать, что человек должен быть таким же и не иметь никаких эмоций. И наоборот. 

Также можно привести более тривиальный пример. Подростковый алкоголизм. Если сверстники школьника пьют не зная меры, то это печально. Подросток, не может удержать оттого, чтобы попробовать запретный плод. Также в такой среде ходит стереотип о том, чтобы алкоголь повышает статус среди подростков, якобы, подросток считается более "успешным" среди сверстников. Довольно глупый, но не изживший себя пример. 

  1. Медиапространство. Как бы мне противились этому, как бы не убегали от этого, все мы являемся потребителями продуктов массовой культуры. Нередко, в фильмах или книгах, есть харизматичный герой или персонаж, который всей своей натурой притягивает нас и мы мечтали быть, как он. Мы, скажем мягко, одалживали те или иные черты того персонажа и присоединяли те черты к образу "идеального" себя. Будь то Джеймс Бонд, Гарри Поттер, Тони Старк и т.п. 

На самом деле, этих факторов очень много, но эти основные.

0
-1
Прокомментировать

человек мыслит образами ( картинками), образы складываются, умножаются, оттачиваются, развиваются и так увеличивается  многообразие мира, в котором существует человечество.  Каждый человек, группа, этнос извлекает свои собственные близкие ему идеальные образы для последующего подражания им, равнения на них.
    Мир это загадка и потому с древних пор человек пытаясь его понять, разгадать стимулировал в себе чувство воображения, представления, описание мира и вещей мира - так возникают идеи, идеологии и вместе с ними эти самые идеалы. Идеоло́гия (греч. ιδεολογία от ιδέα «прообраз, идея» + λογος «слово, разум, учение») — совокупность системных упорядоченных взглядов.

Интересен факт, записанный в Библии: когда Творец, который открыл себя Израильскому народу давал им " обьяснения" Бытия Он в числе прочего сказал им чтобы не делали  никакого образа, не создавали свои образы, а вместо этого пытались мыслить обо всем через Его заповеди, повеления, откровения. Именно "представления о прекрасном", о добре и зле являются тем фактором, который направляет человека по жизни и Творцу было важно чтобы Его народ хранил верные представления. 

38 объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
39 и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству,
(Чис.15:38,39)

0
-3
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью