Максим Приходько
7 марта 13:34.
231

Насколько правдивые труды Дениса Абсентиса о средневековье?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Этот человек явно сильно увлекается. Проблем после прочтения его изысканий о спорынье возникает очень много. Вот некоторые из них:

  1. Острое отравление спорыньей приводит к массовой гибели людей, причем довольно быстрой (что в гангренозной, что в конвульсивной форме). Мягкое отравление спорыньей само по себе не может давать массового психоза с галлюцинациями (их может давать острое, но тогда все галлюцинирующие просто погибнут, что и происходило в реальности или станут калеками на всю жизнь - слепыми и увечными).

  2. Полное игнорирование автором других причин, упоминаемых вскользь. Например, то, что области Франции, откуда взялись "ополченцы" на крестовый поход пережили не только "антонов огонь", но и многократные неурожаи, эпидемии других болезней и массовый голод - это как-то проходит мимо сознания читателя Дениса Абсентиса.

  3. Неоднократные попытки связать любые галлюцинаторные проявления и массовые психозы ТОЛЬКО со спорыньей никак не объясняют тех же массовых явлений НЛО людям (включая и галлюцинации о похищении пришельцами и проч.). Это ведь уже ХХ век, более того, вторая половина. Что, и тут было массовое отравление спорыньей?

  4. Попытки связать любые религиозные феномены с галлюцинациями, отсутствие всякой ссылки на природу религиозно-трансовых состояний (которые даже нейрофизиологи к чисто галлюцинаторным не относят, т.к. они и сейчас происходят у совершенно здоровых людей) и дикие предположения, например о том, что дескать, потребление инжира может вызвать у людей галлюцинаторно-серотониновый "приход" или что св. Иоанн питался чем-то, что было заражено спорыньей, иначе как объяснить, что он видел? Кстати, интересно, а иллюзии или чувство дежа-вю - это тоже от переедания спорыньи или инжира происходит, с точки зрения автора (оба феномена распространены в ХХ-ХХI в.)? В общем, все это звучит весьма как притянутое за уши и бездоказательное.

  5. Автор не понимает, что ЛСД и эрготизм никак не связаны напрямую, т.к. вызывающие эрготизм вещества (эрготамин, эргокристин, эргометрин) не относятся к классу веществ, из которых синтезирован ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты). На это автору указывали, кстати.

  6. Автор постоянно путается в аргументах, то у него "Церковь все заранее знала и сделала из этого бизнес" и даже "лечила мандрагорой эрготизм", а то "даже ученые до ХIX-XX в. ничего не знали".

  7. Автор напрямую связал христианство и преследование ведьм с "извлечением прибыли" и как-то забыл объяснить тот факт, что Церковь в России не извлекала отчего--то прибыли. Или то, как долго собственно инквизиторы Европы сопротивлялись представлениям о существовании ведьм и колдунов (что он сам и описывает). И как-то странно, что "Молот ведьм" издан XV в. и только спустя век подействовал. При том, что "Молот ведьм", исходя из обычной логики, подействовал только на образованную публику, а неграмотная масса населения никак не могла "проникнутся" убеждением в существовании страшных ведьм (если только не имела данных суеверий ранее, а она их имела еще до возникновения христианства, если уж на то пошло). Кстати, богатые люди в Европе могли употреблять ржаной хлеб в пищу, но преимущественно отдавали предпочтение пшеничному хлебу (а спорынья на пшенице обычно реже встречается и менее токсична). Так что папы римские и епископы массово поедающие ржаной хлеб со спорыньей, как и судьи и инквизиторы, питающиеся исключительно рожью, это картинка странная.

  8. Автор объясняет "великий страх" 1789 г. влиянием спорыньи. Проблема в том, что испытывающие "великий страх" остались живы и здоровы (не стали ни увечны, ни больны). В то же время в других местах он указывает, что даже потребление спорыньи в крайне малых количествах потом проявлялось в виде мокрых язв, частичных параличей и проч. Если это было, то когда? Когда-то это должно было в истории проявится в виде "неясной эпидемии" ХIX в., которую историки Франции бы точно описали. Но таких описаний нет. Ну и я выше уже написал, что сильные галлюцинации или фобии - это предвестники настоящего тяжелого отравления, от которого потом была бы массовая смерть.

  9. Кстати, "пляска святого Витта" может возникать при некоторых нейродегенеративных заболеваниях и при ревматических заболеваниях, вызванных... недоеданием и истощением. А как вы понимаете, в Средние века питались мало. Но Денис упорно заявляет, что пляска св. Витта (она же хорея) может возникать исключительно при отравлении спорыньей (а все, кто считает иначе - идиоты, по мнению Абсентиса).

Короче говоря, отравление спорыньей, большое количество заболевших, массовый психоз в Европе, связанный с отравлениями - это факты вполне задокументированные. Но нельзя отрицать,что большАя часть людей, которые "подверглись воздействию" никогда не были отравлены спорыньей. Они не умирали, не слепли, не глохли и не лишались частей тела. Они просто "индуцировались" обезумевшими людьми рядом с ними, безумие передавалось им в силу "психического заражения". На это накладывалось те установки, которые были связаны с религиозной историей Средневековья, и которые Денис Абсентис зачастую просто обходит. Например, отчасти истерия по поводу крестовых походов была связана с ожиданиями конца света (в его книгах это звучит, но так, мимоходом).

Raiseflag Surrenderотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0

Спасибо,за аргументированый ответ!А что вы можете сказать по поводу его утвеждения о средневековой Европе,как о "навозных веках".Насколько оно правдоподобно?

0
Ответить

https://vk.com/@grand_orient-bani-i-gigiena-v-srednevekove - вот здесь, например. Да и вообще беднота мылась в реках или ручьях, в прудах, горожане в банях. Но при этом города были полны нечистот, хотя и были канавы и стоки, но эти канавы загрязняли реки, куда все это сливалось. Я уж не говорю о том, что воду подогревали и в ней мылись. Я не читал Абсентиса на эту тему, просто подозреваю, что он имеет в виду именно личную гигиену. А проблема состояла в гигиене общественной - водопровода и канализации не было. Так что да, в личном быту возможно средневековые европейцы были не сильно грязнее нас с вами, но в общественном - уже сильнее. Вонь от конского навоза, от коровьих лепешек, от выплескиваемых в канавы нечистот - это всё безусловно имело место быть. А вот о том, что дескать, "религия запрещала мыться" - этого не было. Было у некоторых святых в виде особо рода аскезы и то, как это описано было в житиях (а на самом деле - что там было неизвестно). Про святых вообще много разного рассказывали. Некоторые жития в ХVIII-XIX в. подверглись духовной цензуре в Российской империи как "неблагочестивые". Да и современные жития часто составляют уже вообще далекие от учения Церкви люди, достаточно вспомнить "казус Пелагеи Рязанской" (в житиях которой сглаза, порчи и проч. экстрасенсорной атрибутики, включая даже самопрославление себя и приказы молится ей как заступнице - куча, при этом распространяли это люди, которые приписывали свои собственные бредни женщине, в этом неповинной).

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Да,Абсентиса говорит прямо то что средневековые люди не мылись,причем он утверждает,что не мылась тогда даже знать.

Но,я читал про то что в средневековых городах была такая профессия фермера гонга.Человек,который очищал выгребные ямы.А вопрос:

Опражняли ли  они свои ночные горшки - прямо на улицу.И правда,то что были законы,запрещающие выбрасывать фекалии в реку,рядом с городом?

0
Ответить

Понимаете, я не специалист по средневековью, но человек, вообще никак не моющийся (никогда) - это человек, который очень быстро умрёт, т.к. на его одежде появятся вши, блохи и проч. переносчики заразы, его кожа начнёт гнить и проч. и проч. В условиях отсутствия антибиотиков - тем более.  И если бы люди в западном средневековье вообще не мылись, это означало бы только то, что они бы массово гибли от паразитов (в том числе внедряющихся живым людям под кожу), эпидемий определенных заболеваний, которые возникали бы и разносились бы не крысами или зайцами, а самими людьми и проч. А выжившие старались бы мыться.

Теперь об опорожнении ночных горшков, я думаю, что они либо закапывали содержимое горшков в землю (удобряя её таким образом), либо выливали в канавы или сточные желоба. Существовали и выгребные туалетные ямы, а жители городов разводили свиней и другую живность, которая кормилась помоями, выливаемыми на улицу. Водопровод и канализация возникают в некоторых городах уже в кон. ХIV в. (видимо под влиянием эпидемии чумы).

Безусловно, были и такие, кто никогда не мылся (из знати) и кто от этого покрывался гнойниками (заживо гнил). Об этом написано в мемуарах различных лиц. Только это написано не о средневековье, а в основном о Новом времени уже.

+1
Ответить
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Я не читал книг этого человека, и не могу говорить о их правдивости, но я б не доверял статьям человека неимеющего признания в научной среде.

Но более того меня заставляет сомневаться в их подлинности, повальное отсутствие источников, либо их малое количество (некоторые из них вообще не имеют автора), другие ссылки являются неактивными. А ссылки на летописи или другие оригинальные источники эпохи средневековья являются редкостью.

Кричащие заголовки также не добавляют уверенности в правдивости сказанного.

Я детально не вникал во всё написанное, но я б не советовал Вам слепо верить такой литературе.

Впрочем кому верить, а кому нет дело Ваше личное, я лишь высказал своё личное мнение по данному вопросу. Студент.

0
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью