Пётр Салов
13 марта 13:50.
168

Правомерно ли предположение, что ветхозаветный монотеизм начался как реформационное движение в рамках западносемитской религии?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Во-первых, не существует никакой общей "западносемитской" религии, как например, нет никакой "греко-римской религии". Сходство между политеистическими культами и учениями объясняется конечным количеством социальных и природных функций, которые персонализировались и превращались в богов. Во-вторых, из натуральной религии (политеизма или пантеистическо-политеистической системы) нельзя вывести монотеизм даже путем реформы. Попытка Эхнатона в Египте не была никаким монотеизмом, он лишь решил ввести культ одного бога Солнца для укрепления своей власти и этот бог Солнца в рамках его реформы как бы "поглотил" остальных. Но это не монотеизм, это получился натуралистический монизм, поскольку Атон остался богом Солнца (то есть привязанным к конкретной социальной функции). Точно так же мы не видим никакого монотеизма у ассирийцев, шумеров, финикийцев и проч. семитических восточных учений. Монотеизм появляется сразу как религия Откровения и его основателем являются Авраам (который с исторической точки зрения мифический персонаж) и Моисей. Причем если Аврааму по сути была открыта только национальная сторона ("это - твой бог, выйди из земли, почитающей других богов), то именно Моисей придает авраамической религии черты монотеизма (поэтому в иудаизме именно Моисея считают пророком-основателем). Но предпосылки ветхозаветного монотеизма надо искать не в рамках семитической культуры. Их надо искать по сути в первобытных культах, где наряду с анимизмом, было представление, которое некоторыми было названо "прамонотеизм", то есть представление о существовании Единого, далекого Существа, которое было причиной возникновения всего сущего. Именно опираясь на "прамонотеизм" в Китае возникает учение Лао-цзы ("Дао дэ цзин"), в Др. Греции - Сократ и Платон учат о "демиурге", который является причиной всего и так далее, в Др. Индии одним из древнейших религиозных учений был брахманизм, который утверждал, что мир - это сон Единого (Брахмана). Проблема состоит в том, что прамонотеизм был недифференцирован и одна линия его вела к превращению в пантеизм и далее к полному забыванию всяческих единых начал (замена на сверхсущества - Хаос, Океан и проч.) и деградации в чистый политеизм (Др. Египет, Др. Греция, Др. Рим и проч.). Другая линия эволюции этого "прамонотеизма" вела к возникновению того, что можно назвать пантеистически-политеистическая система - ярче всего это видно в Индии. Смысл такой системы в том, что да, есть некий Брахман, который содержит в себе ВСЁ. И когда Он бодрствует, то "всё" (вся материя, все галактики, звезды и проч.) у Него внутри. А когда он спит, то это "Всё" отделяется от Брахмана и возникает Атман (духовное первоначало) и материя (майя, призрачное начало). На основе отделения Атмана возникает последовательно три Божества, которые представляют собой фазы сна, первое Брахма (создатель), второе Вишну (хранитель) и третье- Шива (разрушитель). После Брахман снова пробуждается и цикл повторяется. Третья линия эволюции прамонотеизма вела к превращению его в сверхсущность, но на этой основе развивается этический религиозный дуализм (зороастризм). Четвертая линия эволюции прамонотеизма просто вела к тому, что он так и оставался в недифференцированном и затуманненом виде, но к нему присоединялось все анимистическое (культ предков, культ "сына Неба" и проч., то есть религия "Книги перемен", позже конфуцианство). Пятая линия эволюции прамонотеизма была фактически элеметами реставрации его в рамках философских учений Лао-Цзы, др. Индии (особенно веданта и санкхья), сократики и "академики" (Сократ, Платон) и проч. (позже возникнет в вишнуизме/вайшнавизме в виде учения о бхакти, но это уже во многом под влиянием монотеизма). Это фактически приводило к представлению о некоем "этическом Едином" начале, которое требует от людей морального кодекса, но ничего особенно не обещает (этико-философский монизм). И наконец шестая линия эволюции прамонотеизма - это как раз ветхозаветный монотеизм, то же, что и философская линия, только в религиозной форме, когда некое недифференцированное в умах и забытое Единое Начало, обретает Личность и личные отношения с остальными. Такое начало "национальное" (Моисей), а потом "универсальное "(эпоха пророков), но всегда осознается народом Израиля как общемировое. А возник ветхозаветный монотеизм потому, что древние евреи не вышли еще из стадии первобытных племен, когда подверглись харизматическому влиянию религиозных лидеров (Моисей, Аарон). Их языческие представления, которые представляют собой синтез прамонотеизма и анимизма не возникли, а анимистические (поклонение духам, предкам) уже исчезли под влиянием окружающих их народов более "высокой" стадии религиозного развития. Итак, суммирую (линии религиозного развития кратко):

  1. Распадающийся прамонотеизм + сохраняющийся анимизм (+ этнические взаимовлияния) = политеистические системы.

  2. Распадающийся прамонотеизм + распадающийся анимизм + раннее развитие философии + миграция = политеистическо-пантеистическая (Др. Индия) система.

  3. Сохраняющийся прамонотеизм  + (распадающийся анимизм) + ритуализм + религиозный харизматический культ + миграция = этико-дуалистическая система (зороастризм, маздаизм)

  4. Сохраняющийся прамонотеизм + развивающийся анимизм + развивающийся ритуализм = "религия Книги Перемен" ( если прибавить еще философию, то далее конфуцианство)

  5. Распадающийся или сохраняющийся прамонотеизм (+распадающийся анимизм) + нормальное развитие философии + торгово-технологическое развитие = этико-философский "монизм" (Сократ, Платон, Лао-цзы, индийские мудрецы и проч.).

  6. Сохраняющийся прамонотеизм + полный ранний распад анимизма + харизматический религиозный культ + потребность в защите от чужих развитых традиций = ветхозаветный монотеизм (ветхозаветный иудаизм).

Как-то так. На деле там ситуация с религиозным развитием еще сложнее, там же еще наряду с анимизмом развивалась и магия (первоначально являющаяся его частью), которая в синтезе с религией дает закрытые культы и религиозно-синкретические системы (каббала, гностицизм, герметизм и проч. и проч., кстати даже гетеризм по сути не был какой-то простой разновидностью храмовой проституции, а по сути был религиозным культом, основанным на магии, скорее всего).

Raiseflag Surrenderотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
-1

Спасибо! Вы, правда, по большей части пересказали зубовскую концепцию. И про заподносемитскую религиозность не так то уж и много сказали. А хотелось бы говорить не просто об обобщенных схемах про протомонотеизм от Китая но Палестины, а о реальном генезисе ветхозаветного монотеизма и западносемитской религиозности как о его возможном субстрате. Кстати, интересно, почему мы можем говорить обобщенно о протомонотеизме, но не можем говорить о до опр. степени единой западносемитской религии? А говорить в этом контексте об Откровении Авраама  как о факторе возникновения монотеизма вообще некорректно, потому что понятно, что факторов множество в реальности и их то и можно обобщить единым понятием об "Откровении Авраама". Да и взяли же откуда-то свои религиозные представления Авраам, Моисей, Аарон. Потому что все же это было более-менее единой религиозное пространство. Но главный момент состоит в том, что в самой Библии прослеживается много параллелей с Ханааном и прямо упоминаются в тех или иных местах влияние ханаанского культа на евреев. Например, практика человеческих жертвоприношений.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью