По мнению Вебера, «стремление к наживе, к денеженой выгоде... само по себе не имеет ничего общего с капитализмом». Чем он обосновывает это?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Стремление к наживе свойственно не только обезьянам, оно свойственно даже вашей собаке.  Она ведь - не только еду клянчит, она и прочее своё имущество ценит.  И даже то (территорию), которое вы почему-то своим считаете, а не собачьим.

Стремление к денежной выгоде появляется там, где появляется сам всеобщий эквивалент.  Будь он хоть ракушками.  Между прочим, ценность денег легко понимают обезьяны, покупают себе свои фрукты.

Короче говоря, всё это - действительно имеет не больше отношения к капитализму, нежели труд, использование орудий и прочее.  Это - давным-давно сформировавшиеся предпосылки капитализма, а не сам капитализм.

Капитализм есть современная, эффективная, высококонкурентная, современная организация экономики.

Монополии, в пределе - госмонополии, это - стабильно, это - застойно, это - неэффективно.  Здоровый капитализм учится бороться с этой болезнью.  Как и с административной рентой, пережитком феодализма и монархического "кормления" чиновников.  Клановость-семейность-коррупция при капитализме - это болезнь, вплоть до тяжкой преступности - а не норма.  Чекистские рейдерские захваты, собянинские бульдозеры - это совершенно невозможно себе при капитализме представить.  НЭП сворачивать могла КП СС, может - СС КП.  От перемены мест слагаемых сумма капитализмом - не становится!

2
0
Прокомментировать

Поскольку Вебер связывал капитализм и его развитие на Западе с протестантской этикой, а сама этика одного из христианских течений ( протестантизма) не может по определению быть связана с чем то низким, приходящим, приземленным, не может быть связана с грубым эгоизмом, то и получается, что Вебер видел суть капитализма в другом. В чем же именно? Это легко обьяснить притчей Христа, которую ОН рассказывал Своим слушателям:

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
(Матф.25:13-30)

Талант в притче это денежная единица, использовавшаяся в античные времена, один талант  равнялся 60 минам, одна мина равнялась 100 драхмам. 

Цель "протокапитализма" окрашенного  протестантской этикой была в прибыли, но только прибыли - как явлении умножения благ для Божьего Царства, то бишь для всех. Но затем, когда выветрилась религиозная составляющая этого явления, когда на смену первым капиталистам пришло новое поколение, которое в Бога не верили и видело цель своей жизни  в собственном удовольствии, что мол живем один раз и всё такое + гедонизм+эпикуризм, то вышло то что лицо и суть капиталистической философии стала иной.

1
-2

Спасибо за интересную отсылку на библию. Не знал что там могут быть настолько мудрые слова.

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

Воистину!

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью