Софья Горшкова
12 февраля 19:26.
1913

Я хочу изучить и понять буддизм. С чего необходимо начать?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
6 ответов
Поделиться

Начинать изучение буддизма лучше с вопроса себе: «Зачем мне это нужно?». Буддизм можно изучать как философию, как часть истории цивилизации, разных традиций или как религию. Можно принять буддийское учение как образ жизни, путь от плохого к хорошему, способ стать счастливее. Соответственно для разных целей подойдут разные источники. 

Если интересна история возникновения буддийских традиций, их различия, этапы формирования, то в сети есть курс лекций в аудио-формате 18 файлов: Рудой Валерий Исаевич «Буддизм». Сначала можно их послушать.

Если интересно глубокое погружение в буддийскую философию, то есть книга: Александр Пятигорский «Введение в изучение буддийской философии» (девятнадцать семинаров). 

Если интересна буддология можно поискать книги таких авторов как: Фёдор Ипполитович Щербатской, Евгений Алексеевич Торчинов, Виктория Георгиевна Лысенко.

Если интересно общее поверхностное знакомство с основами разных традиций, основы буддийской этики и практики, есть книги — 

в традиции тхеравада (палийская, более древняя):

«Основные принципы Буддизма» Бхиккху Бодхи.

«Восемь внимательных шагов к счастью. Следуя по стопам Будды» Гунаратана Бханте Хенепола.

«Тихая лесная заводь. Медитация прозрения» - Аджан Чаа.

в традиции махаяна (санскритская, более поздняя):

«От чего вы не буддист» Дзонгсар Кхьенце Ринпоче.

«Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему» Йонге Ринпоче.

«Искусство быть счастливым» Далай-Лама XIV, Говард Катлер.

в традиции дзен (относится к махаяне):

«Основы дзэн-буддизма» Дайсэцу Судзуки.

«Сознание Дзен, Сознание Начинающего» Сюнрю Судзуки.

Некоторые из этих книг можно прослушать в аудио-формате на ютубе.

Если вам нужно короткое описание, то вот общие положения.

Основой буддийского учения являются сутры — тексты, в которых собраны разъяснения будды. Эти тексты собраны в палийский канон. Основные тексты можно разделить на три части. Виная-питака, Сутра-питака, Абхидхарма-питака. Виная — сборник правил жизни, обетов для монахов и описание жизни будды Шакьямуни. Сутра — сборник мудрых объяснений будды, сделанных им при жизни разным людям. Абхидхарма — систематизация мироустройства, сборник объяснений об элементах мира,  составленный монахами на основе слов будды в разное время. Сначала лучше прочитать Сутра-питаку. Она в основе состоит из сборников Ангуттара Никая, Мадджхима Никая, Саньютта Никая, Кхуддака Никая, Дигха Никая. Есть и другие тексты и комментарии монахов к сутрам. Сначала можно прочитать Мадджхима никаю.

Главные идеи буддизма такие. Самая главная цель буддистов — это полное успокоение раздражённого, неудовлетворённого ума. Ум человека — это поток элементов, существующий в результате образования пяти скандх, совокупностей элементов. 1. Элементы конструирования формы. Материальные движущиеся элементы (атомы, молекулы, кванты поля, энергия, струны и так далее). 2. Элементы распознавания приятного, неприятного и нейтрального (я что-то чувствую). 3. Элементы восприятия, реакции на приятное, неприятное и нейтральное (мне это нравится или нет, или всё равно). 4. Элементы формирования воли (я это хочу или не хочу, или всё равно). 5. Элементы опыта, памяти (в прошлый раз это было приятно, неприятно или нейтрально). В результате объединения этих совокупностей возникает представление о собственном Я, иллюзия постоянной личности, единичном сознании, отделённом от внешнего мира.

Есть два противоположных состояния ума — сансара и нирвана. Сансара — это когда ум существует в движении. Существование — это сансара. Тремя признаками существования являются: непостоянство или движение (анитья), безличностность или непостоянство состояний личности (анатман), неудовлетворительность или непостоянство приятного (дуккха). Любое явление в сансаре обладает этими тремя признаками. Нирвана — отличается от обычного сансарного существования. В нирване есть признак безличностности, но нет признаков непостоянства и неудовлетворительности. То есть, мы уже не можем сказать, что в нирване ум существует или не существует. Это уникальный онтологический статус. Если в сансаре ум состоит из разных связанных элементов, то в нирване остаётся только единый неподвижный элемент нирваны. Это сравнивается с тем, как разные реки впадают в один океан, где уже не различаются. (В разных буддийских школах трактовки этой идеи могут очень сильно отличаться). Существующее сознание в сансаре пропускает воспринимаемые явления через фильтр пяти органов восприятия (зрение, вкус, слух, запахи, прикосновения) и ума, как шестого органа восприятия (мысли). В нирване таких фильтров нет. Поэтому сансара — это сфера иллюзий. Нирвана — сфера реальности такой, какая она есть. Нирвану не получится адекватно описать словами или понятиями, так как это продукты сознания, то есть искажающие фильтры. Нирвану можно раскрыть только в процессе прямого восприятия реальности.

В сансаре элементы ума взаимообусловлены, связаны. Из-за постоянного движения ума возникает привязанность к прошлым приятным состояниям и потеря приятного состояния, утрата. В результате возникает напряжение ума, беспокойство (дуккха). Это первая базовая истина буддизма. Всего их четыре (четыре благородные истины или истины для благородных — арьев). Вторая истина — у беспокойства всегда есть причина. Эта причина — жажда, желания, приводящие к зависимостям, то есть, пристрастия, привязанность к иллюзорному постоянному Я (как своему, так и чужому). Третья истина — о том, что беспокойство не вечно. Что его можно искоренить, нейтрализовать, если убрать его причины. Это о том, что каждое существо может при определённой готовности ума достичь состояния свободы, в котором нет никаких беспокойств. Будда — это название такого существа. Это означает не божество, а пробуждённое существо. Перешедшее из сансары в нирвану. Абсолютно все живые существа обладают природой будды — потенциалом раскрытия реальности, нирваны. В некоторых школах считают, что все существа перейдут в нирвану рано или поздно, и сансара прекратит существовать.

Четвёртая истина — о пути, методе устранения беспокойств. Этот путь был открыт буддой Шакьямуни в ходе его практики. После чего он рассказал об этом методе монахам, которые достигли того же состояния освобождения. И далее это учение сначала передавалось в устной форме, а потом было записано. Сначала на языке Пали, а позже переведено на Санскрит. Путь будды называется восьмеричный путь, потому что будда разделил его описание на восемь условно отдельных практик.

  1. Правильно всё понимать. Не искажать учение.
  2. Правильная мотивация. Стремиться от сансары к нирване. От ненависти к доброжелательности. От страстей к беспристрастности. От иллюзий к реальности.
  3. Правильно разговаривать. Не говорить гадости и ложь. Не причинять вред словами.
  4. Правильно себя вести. Не причинять умышленный вред живым существам. Не совершать насилие. Не впадать в пристрастия, не развратничать. Не воровать, не стремиться забрать чужое.
  5. Вести правильный образ жизни. Отказываться от практик, профессий, дел связанных с причинением вреда, насилием, распространением и употреблением дурманящих веществ. Отказываться от излишеств, привязанностей к ненужным вещам.
  6. Правильно распределять силы. Не перенапрягаться и не лениться.
  7. Правильно запоминать.
  8. Правильно сосредотачиваться.

Три главные помехи на пути — это ненависть-злоба, жадность-страсть, иллюзии-эгоизм.

Основной практикой буддистов является медитация. Её можно разделить на два вида. Шаматха и випашьяна. Шаматха — однонаправленное сосредоточение. Человек выбирает объект наблюдения и старается дольше удерживать внимание на нём. Например, следить за своим дыханием. Как воздух проникает внутрь и выходит. Такая практика помогает подготовить ум к практике раскрытия реальности — випашьяне. Это аналитическая медитация. После того, как человек в ходе шаматхи сосредоточился, настроил ум, он наблюдает, какие в его уме возникают беспокойства и нейтрализует их, путём анализа и устранения причин. Иногда ещё красиво говорят, что человек отпускает беспокоящие мысли. В ходе этой практики человек наблюдает, как связаны взаимозависимые элементы в сансаре. Как движутся все явления, и в том числе ум. Результатом этой практики является успокоение ума. Отказ от привязанностей, приводящий к беспристрастному абсолютно спокойному восприятию внешнего мира. В ходе этой практики есть несколько последовательных этапов, которые называют джаны. Проходя как по ступеням эти этапы, в итоге человек достигает состояния невозвращения к беспокойствам. Такое состояние называется нирвана при жизни. Такой человек проживает остаток жизни в соответствии с монашескими обетами, которые становятся для него естественным образом жизни. Он помогает другим освободиться от их беспокойств. Когда такой человек умирает, это называют окончательная нирвана или паринирвана. В буддийском представлении такой человек прожил жизнь не зря и достиг всего, чего можно и нужно было достичь.

15
0
Прокомментировать

а вы уже сделали предварительно практику 1000 простираний Нёндро как обязательная подготовительная процедура?

шучу, конечно...

начать стоит с описания биографии самого Будды, которое лучше всего изложено в оригинальных Джатаках. Шопенгауэра не советую читать, т. к. он во многом оказал буддизму медвежью услугу, сформировав у европейца ассоциативный ряд пессимистического и угнетенного оттенка. Почитайте Торчинова - "введение в буддологию", - почитайте "автобиография Далай-Ламы 14 - Свобода в Изгнании", чтобы представить на что вообще похожа культура тибетцев, почитайте "буддийские ммедитации - тексты практик и руководств", чтобы приблизительно понимать технику, что вообще такое медитация, почитайте "тибетскую книгу мертвых", -  на пару лет разбираться хватит... но это будет лишь фактический материал, а предстоит еще методология. методология - это медитация и ваше личное умение её совершать, практиковать. Для получения знаний в области медитации, конечно, лучше всего помогут реальные учителя из Азии, у которых опыт в данном вопросе за плечами по 20-30 лет. Однако... было бы наивно думать, что эти люди, которые много работают и ничего о вас не знают, станут внезапно уделять вам время, бросая своих уже привычных им учеников, и нянчиться с очередным романтично настроенным, с энтузиазмом заинтересованным человеком из другого конца земного шара.

следует понять, что рациональное знание собранное историками, исследователями и ваш собственный опыт практики - это разные принципиально стороны медали. знания, которые собрали и систематизировали за долгие годы исследователи - это все очень ценно и прекрасно, жемчужины мысли, но как все это утрясется, как это все будет воспринято лично вами - вот уже более важный вопрос для вас. И еще прежде всего стоит понимать, что есть буддизм западный, популярный в основном среди атеистов и нонконформистов, направленный на альтернативную борьбу с разного рода общественными системами, и есть буддизм более натуральный, чистый азиатский, который не протестует ни против чего, и просто несет в себе сокровищницы запредельной мудрости выраженные одним своим появлением. Азиатский куда более социалистичен и идеалистичен в тоже время, он проще, лаконичнее, менее усложнен концепциями, и в нем больше подлинной открытой веры в Будду. На Тибете понятие "читта" напрямую связывают с понятием "сердце", проводя тождество настолько ярко выраженное, что можно было бы назвать эти два понятия синонимами, если бы не терминологическая разница культур и языков.

много желающих углубиться в буддизм, очень много, но чем обычно все ограничивается? просто зазубрить философские основы учения? походить на тусовки альтернативщиков по йоге, посетить пару семинаров, послушать deep space ambient или psychodelic goa? сделать селфи с классным Ринпоче или Сенсеем и выложить куда-то в паблик? принять парочку псхоактивных таблеток... "расширяющих восприятие" и сколько же людей остается, которые готовы принять буддизм как практику очищения ума на всю свою жизнь, а может и не одну жизнь? готовых устранять помехи разума, и помехи во внешнем мире, имея подлинную решимость и искреннее горячее намерение достигнуть освобождения? таковых, увы не много и жить в условиях России, открыто называя себя буддистом, бывает не легко, и даже опасно для жизни. Поэтому русские буддисты, настроенные стать монахом, чаще всего едут в Азиатские страны - Бутан, Непал, Шри-Ланка, Тайланд, Лаос, но.. в Тибет съездить с целью поучиться медитации сложнее, учитывая щекотливую политическую обстановку в этом регионе. Буддист как монах - это человек, который должен поддерживать обеты в чистоте. Вот прежде всего главная его ключевая задача. У мирянина тоже есть обеты, но у них жизненный регламент чуть в более лайт версии. Отношение к обетам должно быть как к чему-то священному и нерушимому. Если же есть какие-то сомнения... обеты кажутся тяжелы... то нет никакой действительно необходимости их на себя брать, и вам никто никогда не будет в буддизме их рекомендовать без надобности на себя возлагать. Так что принимая буддизм, вы по сути принимаете полностью новый образ мысли и всей жизни, это все должно произойти естественно, осознанно, легко и непринужденно, без давления со стороны кого-либо, и вызывать искренний отлик в вашем уме и сердце. и приняв однажды такой образ жизни, человек настроен оставаться буддистом уже навсегда, сколько бы блуждать по Сансаре в поисках просветления ему не пришлось. Множество житейский мирских радостей придется оставить в прошлом... Если ваше намерение будет твердым, то перед вами встанет вопрос выбора традиции. Это крайне щекотливый вопрос, в котором я не стану рекомендовать никаких традиций, т. к. имеет первостепенное значение кармические связи с конкретным учителем или группой лиц, которые могут проявиться внезапно при встрече, или что более вероятно, приведут человека в определенную цепь обстоятельств, где он почувствует возможность сделать выбор. Традиций существует превеликое множество - Ньингма, Гелуг, Чань, Дзен, Тхеравада, Ваджраяна, Тантры, Буддизм Чистой Земли, etc... вопрос выбора напоминат в чем-то вопрос выбора любимого супруга/супруги на последующие тридцатилетие совместной жизни... а то и повязка кольцами "пока смерть не разлучит нас".. правда говорят, что буддисты практикуют и после смерти... проверим когда-нибудь...

2
0
Прокомментировать

Двухтомник Радхакришнана "древнеиндийская философия" - том 1.

Двухтомник Радхакришнана "древнеиндийская философия" - том 2.

А там видно будет. Обращайтесь, отказа не будет.

2
-1
Прокомментировать

С жизнеописаний и дошедших до нас речений Гаутамы, хотя бы.  Затем, хоть как-то сориентировавшись самостоятельно, можно почитать буддистские и околобудистские сообщества в Сети.  И там уже выбрать литературу.

1
0
Прокомментировать

П.Д.Успенский "В поисках чудесного"  или "Космология возможной эволюции человека" вторая книга более сжатая,но тем труднее понимаемая,а первая изложена для широкого круга читателей

0
0
Прокомментировать
Читать ещё 1 ответ
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью