Олег Иванов
ноябрь 2019.
433

Были ли на Руси жестокие, кровавые преследования еретиков со стороны православной церкви и есть ли в РПЦ доказанные случаи педофилии?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

Могут найтись желающие заявить, что сожжение в срубе не "кровавое преследование", а так, но что нам до них?

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сожжение_в_срубе

В XVII веке в срубах нередко казнили старообрядцев. Таким образом были сожжены протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (14 (24) апреля 1682 года, Пустозерск), немецкий мистик Квирин Кульман (1689 год, Москва), а также, как утверждается в старообрядческих источниках, активный противник реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский (1656 год)[1].

Последнее[источник?] известное в русской истории сожжение произошло в 1770-е годы на Камчатке: в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку по приказу капитана Тигильской крепости Шмалева[2].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Аввакум_Петров#Пустозерск

В это время его соратников казнили. Аввакум же в 1667 году был наказан кнутом и сослан в Пустозерск на Печоре. При этом ему не вырезали языка*, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп
симбирский, были сосланы в Пустозерск.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозерске.

*) велика была милость государева, соратникам то языки вырезали, а этому позволено было из сруба покричать.

Nikita K.отвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-1
Прокомментировать

при желании все это найти не сложно:

Во второй половине XIV веке в Новгороде возникло движение стригольников. Стригольники выступали против епископов, их поборов и стяжательства. Также они отрицали некоторые догматы и обряды.

Духовенство господствующей церкви новую ересь назвало «прямой затеей сатаны», ее участников — «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры». В 1375 году по настоянию новгородских епископов, руководителей ереси утопили в реке Волхов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в Новгороде и Пскове. Убийство еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях 1416—1425 годах, выражая благодарность псковичам за расправу над еретиками, он советовал им применять все средства уничтожения, однако без пролития крови, во имя «спасения души» казненных. В результате многие стригольники были казнены[38][39].

Митрополит Фотий причислен к лику святых.
Жидовствующие

В конце XV — начале XVI века преследовалась ересь жидовствующих. «Конец влияния жидовствующих совпал с церковным собором 1504 года, постановившим предать „жидовствующих“ расправе. Практически все значимые проповедники из числа „жидовствующих“ сложили головы на плахе; казни предварялись пыточными дознаниями и вырыванием языков. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию „со всеми их поборниками и соумышленниками“».[40]

Своими жестокими расправами над жидовствующими прославился архиепископ Геннадий Новгородский. В 1490 году на Соборе еретиков отлучили от Церкви и прокляли, а архиепископ Генадий

повелел посадить их на коней, на вьючные седла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперед, а на головы повелел надеть им заостренные берестяные шлемы, будто бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: «Вот сатанинское войско». И приказал архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное ужаса и страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере.[41][42]

Архиепископ Геннадий Новгородский причислен к лику святых.

В 1504 году одним из обличавших «ересь жидовствующих» был игумен Иосиф Волоцкий. Количество сожженных неизвестно, летописец перечисляет по именам восемь человек, но добавляет «и иных многих еретиков сожгоша»[43]. В своём «Сказании о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих» игумен Иосиф яро выступает против еретиков и обличает тайного поклонника ереси митрополита Зосиму:
Св. Иосиф Волоцкий на иконе XIX века

После посечения и растерзания этих стремившихся ко аду псов, сыновей погибели, вскормленных ядом жидовства, еще оставался великий поборник дьявола, головня содомского огня, змей многотысячеголовый, пища для геенского огня, новый Арий, худший, чем Манес, первенец сатаны, гнуснейший злодей Зосима — он, как уже было ранее сказано, был посажен на святой престол. <...> Гнусный идолопоклонственный волк, облачившийся в пастырскую одежду, напоял ядом жидовства встречавшихся ему простолюдинов, других же этот змей погибельный осквернял содомским развратом. Объедаясь и упиваясь, он жил как свинья и всячески бесчестил непорочную христианскую веру, внося в нее повреждения и соблазны.[41]

Как отмечает профессор А. В. Карташёв, для митрополита Зосимы, всё обошлось только удалением с кафедры[44].

В конце 1504 года в Москве по инициативе митрополита Симона и Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор для суда над еретиками. Иосиф к тому времени написал противоеретическое сочинение — «Просветитель». Собор с согласия великого князя приговорил еретиков к смертной казни. В специально построенную клетку заключили Ивана-Волка Курицына, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова и сожгли их вместе с клеткой на льду Москвы-реки[45].[40]

Иосиф Волоцкий причислен к лику святых и почитается в лике преподобных.

при желании на эту тему есть предостаточно литературы. разговоры что на Руси не было инквизиции - наивность какая-то и глупость. конечно, аппарат имелся, правда функционировал он не так методично и организованно как испанский.  

про педофилию - смотрите уголовные отчеты. разговоры, что это в основном католическая болезнь - тоже наивность и глупость. подлинный масштаб неизвестен. говрят, что батюшка севший в тюрьму по статье педофилия оказывается в весьма-весьма печальном положении. но в большинстве случаев это заминается или делается скидка, человек просто лишается сана. вопрос рассматривается как в епархиях. так и полицейских участках. если, конечно, удается установить степень вины и вообще что-то всплывает. по-большому счету это всегда сопряжено со скандалом. предавать эти случаи огласке, пожалуй, не стоит, однако отвечать по закону должен каждый человек, независимо оттого жрец он, пастор или кто бы то ни был еще.

3
-2
Прокомментировать

Хочу уточнить - я задал этот вопрос чисто для расширения кругозора, так что я не хотел и не хочу никого обидеть, оскорбить и так далее, и тому подобное. Мне просто нужно знать, так это или нет.

1
-3

«Тояже зимы князь великий Иван Васильевич и сын его князь великий Василий Иванович всее Русии со отцем своим, с Симоном митрополитом, и с епископы и с всем собором обыскаша еретиков и велеша лихих смертною казнью казнити. И сожгоша в клетке дьяка Волка Курицына, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова декабря 27-го, а Некрасу Руковову повелеша языка урезати и в Новегороде в Великом сожгоша его. Тоеже зимы архимандрита Кассиана Юрьевского сожгоша и брата его (Ивашку Чернаго) и иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение послаша, а иных по монастырем». 

Как-то так...

+1
Ответить
Прокомментировать

Советский пропагандист "научного атеизма" Грекулов попытался выжать из истории Руси весь возможный компромат на Русскую Церковь и объединил результат в книге "Православная инквизиция в России".

В итоге ему приходится сваливать на Церковь вину и светских властей, и самих раскольников. Иногда переворачивает сюжеты с точностью до наоборот.

Например он с ног на голову переворачивает эпизод, касающийся Грамоты 1452 г. митрополита Ионы вятскому духовенству. У Грекулова варварские действия совершает духовенство, по документам — вятские воины. У Грекулова — казнят нежелающих креститься, по документам — православных.

Тем не менее а Церкви были голоса, ратовавшие за репрессии против раскольников и еретиков. Были и те, которые были против. Специального института вроде инквизиции РПЦ не создавала. Только Петр 1 навязал его Церкви, но после смерти Петра он развалился.

Репрессиями занимались светские власти. И по данным самого Грекулова понятно почему — раскол на Руси далеко не всегда был мирным и аполитичным:

"В 1687 г. крестьяне — раскольники, вооруженные ружьями и дрекольем и имевшие даже пушки, захватили Палеостровский монастырь в Челмужском погосте Олонецкого края, уничтожили церковную утварь, монастырские жалованные грамоты и купчие крепости, а игумена Феодосия с десятью монахами связали и бросили в погреб. Для освобождения монастыря был снаряжен большой воинский отряд во главе с протопопом. Восставшие крестьяне держали монастырь в осаде в течение шести недель. После отчаянного сопротивления осажденные решили сжечь себя и монастырь. В огне сгорело около 2700 человек. В 1689 г. крестьяне — раскольники вновь захватили Палеостровский монастырь, на этот раз они владели им около девяти недель. Оказав воинскому отряду отчаянное сопротивление, во время которого было убито и ранено свыше 50 человек, крестьяне вторично подожгли монастырь, а себя предали сожжению. В 1693 г. раскольники захватили церковь Пудожского погоста, изгнали священников и разграбили утварь. Для наказания восставших царский воевода Стрешнев послал воинскую команду с духовенством. Команде было велено сжечь крестьянские дома, а их самих отправить в тюрьму. Уйдя от отряда в деревню Строкино, крестьяне — раскольники заперлись в четырех избах и после отчаянного сопротивления предали себя сожжению, понося церковь и духовенство, называя церковь "вертепом разбойников", а священников — "волками врата адова"."

Вообще старообрядцев репрессировано властями было несколько тысяч, а самосожжением покончило собой несколько десятков тысяч...

Что касается второго вопроса, то да. Есть случаи осуждённых за педофилию священников. Так священник Гатчинской и Лужской епархии Глеб Викторович Грозовский в момент предъявления обвинений находился в Израиле и попытался получить политическое убежище. Между тем в Патриархии сообщили о прекращении командировки и запрете на служение до конца следствия. Также призвали вернуться на Родину и предстать перед прааосудием. В итоге он был экстрадирован и приговорен к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима и выплате компенсаций.

Олег Нагорныйотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
0
-3
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью