The Question
август 2015.
5030

Применяют ли СМИ нейролингвистическое программирование?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
15
5 ответов
Поделиться

Многие приемы лингвистического программирования, направления, больше известного как нейролингвистическое программирование или НЛП, описывают речевые внушающие приемы, которые мы часто совершенно неосознанно сами используем, чтобы навязать своё мнение другим.

Например, к приемам внушающего языка относятся так называемые скрытые сообщения. В них наше внимание отвлекают вопросом или альтернативой выбора, но само внушаемое сообщение оказывается как бы само собой разумеющимся. Это утверждения типа: «Как часто люди теряют деньги, попадаясь на уловки компаний-посредников?». Здесь наше внимание привлечено к вопросу «Как часто?», и мы думаем об этом, но то, что люди теряют деньги, нам кажется аксиомой, потому что фраза построена именно таким внушающим образом. Слово «уловки» — опять же оценочное суждение, которое является внушающим негативное отношение к деятельности компаний-посредников.

Довольно подробное изучение внушающих фраз производилось также юристами. Грамотный судьи всегда останавливают адвоката, пытающегося дать отвечающему подсказку в вопросе. Они чутко отмечают для себя границу между фактами и внушающими сообщениями. Так что тема влияния речи отнюдь не нова.

Журналисты часто используют подобные фразы интуитивно, хотя некоторые из них, несомненно, знакомы с теорией НЛП. СМИ наполнены ими, впрочем, как и наша повседневная речь.

Подробнее приемы внушения в речи и примеры их использования можно посмотреть в книге «Психология рекламы и связей с общественностью» (2015) под авторством М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед и М.И. Ясина.

Мирослав Ясинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
18
Прокомментировать

НЛП создавалось более сорока лет назад и уже совсем растворилось в культуре. Медиа, реклама и ораторы настолько усвоили его приемы, что используют их бессознательно, порой даже не зная, кто в свое время эти методы формализовал. Так и учат тренеры НЛП - сначала человек сознательно повторяет то, что изучает, а потом это делается на автомате. Только теперь это уже применимо ко всему обществу. Всеми этими плакатами, речами политиков, заговорами телеведущих можно прекрасно иллюстрировать семинары по НЛП.

Привело ли это к катастрофе? Скорее нет. И сами НЛП-шники говорят, что бесконечно управлять человеком не получается. Кстати, вопреки молве, управление не главное их занятие. Там больше про обучение, терапию и совершенствование. Да и люди получают какой-то иммунитет и реагируют не так слепо. Надеюсь, что нынешнее воздействие на массовые умы российских государственных телеканалов породит стойкий иммунитет, способность отстраняться и анализировать увиденное своим умом.

Так что ответ - да, используют широко, часто сами этого не осознавая.

-1
Прокомментировать

Если ответить совсем коротко, применяют недостаточно, всем было бы лучше, если бы применяли больше. Поясню свою точку зрения.

Можно было бы сформулировать множество определений нейролингвистического программирования (НЛП). Здесь я приведу то, которое больше соответствует возможному его применению в журналистике.

НЛП возникло в целях психологической помощи людям в трудных ситуациях. Оно было создано путем соединения и модернизации наиболее эффективных приемов, ранее уже известных в психологии и психотерапии, например, техник установления глубокого контакта (раппорта), техник убеждения, внушения и гипноза. Можно сказать, что НЛП — это совокупность разнообразных коммуникативных и лингвистических приемов, помогающих привести человека к переосмыслению реальности.

Для профессиональной журналистики, пожалуй, наиболее важно то, что НЛП содержит в себе когнитивные модели, позволяющие изменять и развивать восприятие тех или иных событий, происходящих в обществе или с отдельным человеком.

В основе подхода, предлагаемого НЛП, заложено несколько принципов или аксиом, делающих его применение эффективным. Прежде всего, это принцип экологичности: «не навреди, интересуйся всеми, даже отдаленными, последствиями своих действий». Другими словами, откажись от действия, если оно имеет хоть какие-то отрицательные последствия.

Среди принципов есть, например, и такой: «восприятие реальности не равно самой реальности, каждый человек воспринимает реальность по-своему». Если переформулировать по-другому, никто не знает, какова реальность на самом деле, у каждого человека — своя правда.

Ещё одно звучит так: «намерения людей позитивны». Если переформулировать, то получается, что никто и ничего не делает из негативных намерений.

Или вот ещё: «нет ничего невозможного, всё возможно в этом мире». Если переформулировать, то получится, что каждый человек может иметь или достичь то, что ему нужно.

И мне особенно нравится следующее: «Вселенная дружественна и полна ресурсов». Если сказать по-другому, окружающий мир в целом не враждебен человеку, он всех поддерживает и ресурсов в нем достаточно для всех.

На этих и других, согласитесь, весьма позитивных утверждениях основывается НЛП. Благодаря своим богатым возможностям при разумном применении НЛП могло бы стать мощным инструментом развития общественного сознания. Поэтому я говорю, что нейролингвистическое программирование применяется в СМИ недостаточно, всем было бы только лучше, если бы его применяли больше.

Ещё немного пояснений к данной точке зрения. Не следует бояться применения нейролингвистического программирования в СМИ, как и вообще в жизни. НЛП создано людьми и на благо людей, это всего лишь знания о том, как эффективно пользоваться словами. Журналистов учат эффективному использованию слов, хотя и называют эти методы по-другому. Какие бы методы не использовались в СМИ, человек воспримет только ту точку зрения, до которой он дозрел к данному моменту. И не примет другой точки зрения, если она хуже, чем имеющаяся у него. Это вытекает из основных положений НЛП. Появление самого нейролингвистического программирования в этом ничего не меняет. Поэтому, если чего и стоит бояться читателям, то только собственного невежества. Но вряд ли и этого вам стоит бояться, стоит больше интересоваться всем новым и учиться тому полезному, чего вы еще не умеете.

-2
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить