Андрій Кучмук
апрель 2016.
614

что такое я ?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
1 ответ
Поделиться

Может, вы что-то конкретно имели виду, но мне близко Буберовское и понятие "Я" Гуссерля. Что Я  -это психический процесс, который актуализируется в контакте с другим. Каждый новый контакт рождает новое ощущение Я. 

Но вот еще теории:

Мартин Бубер - Быть Я и говорить Я суть одно. Сказать Я и сказать одно из основных слов суть одно.

Нет Я самого по себе, есть только Я основного слова Я-Ты и Я основного слова Я-Оно.

Фрейд - Я (Эго)– развивается по мере вступления в социальные отношения. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире.

Гештальт -  Я (самость, сэлф) не является чем-то статичным, каким-то незыблемым установлением, оно проявляет себя как текущий процесс и существует тогда, когда на границе имеется взаимодействие, например, в осязании при касании. Это контактная функция в быстротечном настоящем

Карл Роджерс - Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.

Декарт- пустое «Я» — это абсолютно нерушимая субстанция, с которой ни сомнения, ни какие-то ошибки опыта поделать ничего не могут. То есть это, по мнению Декарта, непосредственный Божий дар, который отнять невозможно, но который дает нам право с этим чистым «Я» сравнивать любые данные опыта. А это не что иное, как основная процедура науки на самом деле.

Кант - в опыте нашего «Я» действительно нет, но оно является условием самого опыта. Это как бы структурный момент нашего чистого сознания, который позволяет осуществлять синтез, связывать безличные элементы через личную ответственность синтеза. Кант это назвал сложным таким труднопроизносимым словом «трансцендентальное единство апперцепции». И эта его уверенность, что есть чистое «Я», которое мы не можем познать (просто потому, что оно само является условием познания)

Гуссерль - есть ещё само тождественное ego (чистое «Я»), обладающее заключёнными в нём содержаниями, — то, чей «„взор“ проникает „сквозь“ любое актуальное cogito, направляясь к предметному»; сопровождая все переживания, оно само не является переживанием. Само чистое Я лишено содержаний и, соответственно, не подлежит описанию. Его бытие («Я есмь») аподиктическая очевидность «Ego само есть сущее для самого себя в непрерывной очевидности и, следовательно, непрерывно конституирующее себя в себе самом как сущее. Ego схватывает себя не просто как текущую жизнь, но как Я, как мое я, которое переживает то или иное содержание, которое, оставаясь одним и тем же, проживает то или иное cogito.

Ответить