6 ответов
Поделиться

У Плутарха была такая история. В результате политических интриг в Афинах был поставлен вопрос об изгнании Аристида по прозвищу Справедливый, весьма влиятельного и важного государственного деятеля. Голосование проходило так: имя предназначенного к изгнанию писалось на глиняном черепке (острака, отсюда остракизм); черепки затем подсчитывались, и человек, набравший большинство голосов, изгонялся. И вот какой-то неграмотный поселенин, желая написать имя Аристида, обратился за помощью к первому попавшемуся ему человеку - это и был Аристид, однако поселянин не догадывался о том и попросил написать имя Аристида на остраке. Аристид удивился, но не раскрыл поселянину своего имени, а только спросил, чем, мол, ему так насолил этот Аристид. Поселянин ответил, что Аристида он вообще не знает, да только надоело ему слушать, какой мол это справедливый человек. Короче, поддался, как видно, поселянин уговорам политических оппонентов. В итоге Аристид выполнил его просьбу, написал свое имя на остраке - и был приговорен к изгнанию (Plut., Arist., 7, 5 - 6). Интересные факты об английском языке Каков ваш уровень английского?Есть ли в английском языке аналог слова «зашквар»?В кино часто слышу фразу «перейдем на ты». Как это возможно, если в английском нет различий между «ты» и «вы»?Путает ли англоговорящий человек времена в английском языке, будучи пьяным?

Мораль: грамотным надо быть хотя бы затем, чтобы не оказаться в подобной глупой ситуации (как поселянин), тем более что не все такие честные, как Аристид, и написать за Вас могут все что угодно, а не то, что Вы просите.

Иван Миролюбовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Спор о необходимости обучения грамотному письму идет уже давно, еще на луркморе, помнится, приводили аргументы противоборствующих сторон: Лев Щерба, известный советский лингвист, говорил, что без грамотной речи и правильного письма люди не смогут друг друга понимать; кто-то из американцев, не помню сейчас кто, утверждал, что понять собеседника можно вне зависимости от ошибок в орфограммах.

В целом и та, и другая точка зрения правильны. Любому носителю языка не составит труда понять неграмотное письмо - человек, освященный солнечным светом, жаренная картошка, жаркая дисскурсия и т.д. Может показаться, что следование нормам языка это пережиток прошлого и все могут писать так как хотят без особых проблем, но это тоже не так.

Следование единым правилам написания значительно облегчает чтение. Например, из контекста не всегда может быть ясно, человека осветило солнце или он освящен солнцем как неким религиозным символом. Грамотное письмо - признак респектабельности, знак того, что человек смог освоить свод определенных правил и умеет им соответствовать. Текст, написанный неграмотно, бросается в глаза и создает негативное впечатление - вот почему любой серьезный человек или компания следит за грамотностью своих текстов. 

Наконец, неграмотное письмо крайне разнообразно. Один человек напишет "нигатив", другой - "нигатиф" и т.д. Как правило, неграмотное письмо сводится к фонетическому письму - записи слов не по правилам языка, а так, как слышится. А так как слышать каждый может по-своему, то и вариантов одного и того же слова в фонетическом письме может быть очень много. Языковая норма существует в том числе и для того, чтобы снять это многообразие - поверьте, читать много текстов с самыми разными вариантами одних и тех же слов это весьма трудоемкий процесс. Из истории языка мы знаем, что до XVIII века особых правил грамматики русского языка не было, и в разных текстах можно было встретить самые разные "ошибки".

В заключение хочется отметить, что русский язык сегодня действительно довольно сложен в освоении, а правила написания зачастую абстрактны и не имеют связи с реальным произношением. За XX век лингвисты несколько раз пытались провести реформу языка, призванную упростить написание и приблизить его к фонетическому письму (то есть писать так как слышится), но общественность всегда восставала против таких реформ, причем лозунги были из разряда "Они убивают язык!", "Остановим смерть языка!" и т.д. Наше общество крайне консервативно в языковом плане, единственная реформа, которая удалась - это реформа языка сразу после революции, когда часть букв была удалена из алфавита и частично изменена орфография. Больше ни в СССР, ни в РФ более-менее значительных реформ сделать не удалось.

Ответ прозаический: чтобы понимать предписания начальства. Современная школьная система появилась в эпоху быстрого распространения заводов и фабрик (в эпоху развития капитализма), когда потребовались рабочие, умеющие читать  инструкции.

На рубеже XIX и XX веков на предложение издателя Ивана Сытина издать букварь, цензор Победоносцев отвечал, что крестьянин Библию всё равно после самостоятельного чтения не поймёт, а другие книги для мужика бесполезны.

В книжке недавно скончавшейся Харпер Ли "Убить пересмешника" мы обнаруживаем, что во времена юности писательницы не все американские семьи пускали детей в школу.

В конце XX века 98-летний чернокожий Джордж Доусон (1898 года рождения) сознался социальному работнику, что не умеет читать и писать. Доусон в молодости работал на строительстве дорог, потом - на молокозаводе. Его жена и дети были грамотными, а самому ему всегда достаточно было поставить подпись. Это он умел. К концу жизни Доусон научился грамоте, и до своей кончины в возрасте 103 лет был частым гостем популярных телешоу.

В Кении проводят эксперименты с целью найти способ заставить деревенских учителей ходить в школу на занятия, вместо того, чтобы работать на своём поле. Ценность образования неясна не только крестьянам, но даже и учителям.

Таким образом, грамота явно нужнее в городе и тому, кто работает на босса . Пасти овец или копать грядки можно, и не зная грамоты.

Показать ещё 3 ответа
Ответить