Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Существуют ли научные работы, критикующие миметическую теорию Рене Жирара?

ИсторияФилософияНаука
Сергей Лебедев
  · 1,3 K
Первый
к.ф.н., Уральский федеральный университет  · 19 апр 2016

Миметическую теорию Жирара критикует в некоторых своих работах итальянский философ Барбара Карневали. В статье "Желание другой жизни. Пруст, Жирар и зависть" Карневали аргументирует, что прочтение Жираром Пруста сквозь призму его миметической теории держится на трехступенчатой редукции человеческой природы. Сначала все богатство прустовской "феноменологии страстей" Жирар сводит к желанию, затем желание сводится им к миметическому желанию, а миметическое желание – к специфической форме миметического желания, которое он считает характерным для модерных обществ - зависти между равными. Зависть у Жирара – это извращенная форма любви к Богу, которая в секуляризованных обществах модерна обращается на другого. Эта извращенная любовь выражается в современной культуре в таких явлениях, как идолопоклонничество, культ личности, культ знаменитостей, когда объекту обожания приписываются божественные качества.

Сам предмет любви, на который направлено миметическое желание, не имеет внутренней ценности, его престиж и шарм являются лишь следствием воображаемой проекции зависти. За любовью и обожанием всегда скрывается зависть, следствие онтологической нехватки. Субъект зависти стремится, в конечном счете, разрушить объект своей зависти, отнять у него бытие. Поэтому от зависти один шаг до насилия. Каренвали считает, что такой пессимистичный взгляд на человеческую природу Жирар заимствовал из негативной антропологии Августина Блаженного, которая описывает страсти человека негативно – как патологии, следствие грехопадения. Так что модель миметического желания – это модель теологическая.

Карневали предлагает альтернативное прочтение «В поисках утраченного времени» в свете платоновской традиции понимания эротического желания, как оно описано в легенде об Эросе в «Пире» у Платона. В отличие от миметического желания, Эрос у Платона не стремится отнять бытие у другого, а участвовать в нем. Поэтому анализ Карневали реабилитирует такую неприглядную черту человеческой природы, как снобизм. Снобизм, как и любовь у Пруста, надо понимать не как стремление разрушить, отнять бытие у другого, на которого направлена зависть, а желание быть приглашенным, стать частью круга избранных. Такое прочтение Пруста, хоть и не отрицает некоторых важных прозрений Жирара о судьбе религиозных устремлений человека в современных обществах, показывает ограниченность миметической теории теологическим видением человеческой природы.