Надя Пестерникова
апрель 2016.
3029

Влияет ли строительство метро на устойчивость фундамента города?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

Конечно влияет! Прокладывая тоннель, из земли удаляется некоторый объём грунта, что приводит к перераспределению внутренних воздействий (напряжений) в нём. Это сопровождается его деформированием и разрушением. Например, слабый обводнённый грунт может обвалиться и заполнить всё сечение тоннеля, а если это происходит на небольшой глубине, то произойдёт не только просадка дневной поверхности, но даже и весь столб грунта над выработкой может провалиться.

Это кстати называется горным давлением. Существует много гипотез его образования и развития. У нас в России при строительстве метро используется гипотеза профессора Протодьяконова, которая утверждает, что не весь грунт давит на конструкцию тоннеля (постоянную или временную), а только тот, который заключён в своде давления, то есть сверху (см. картинку) и по бокам с некоторым углом естественного осыпания. Возвращаясь к вопросу, эта гипотеза показывает хорошие практические результаты только когда высота грунта, который может осыпаться (h1) будет много меньше глубины заложения.

Вообще, осадки в строительстве (не только метро), это нормально. Только они должны быть по возможности минимальным и равномерны, чтобы здания сверху не накренились, и, главное, их необходимо предугадывать и учитывать.

Так, Исаакиевский собор в Петербурге сел на полтора метра. И ничего. Потому что мощный фундамент принял эти изменения и распределил нагрузки. А вот при строительстве наклонного хода Владимирской поверхность Земли ушла вниз примерно на шестнадцать сантиметров. Пришлось производить ремонт некоторых домов и даже расселять, потому что по ним пошли трещины. Сейчас не очень хорошая ситуация и с Театральной, вокруг которой все здания относятся к памятникам архитектуры.

14
0
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Я бы поставил под сомнение термин "фундамент города" Я никогда не слышал такой формулировки. Все-таки, при проектировании зданий и сооружений каждый фундамент рассчитывается и рассматривается отдельно. Выполняется геология, рассчитывается несущая способность грунта, учитываются разные особенности: рельеф, разломы, грунтовые воды и т.д. При в расчете фундамента учитывается и размер  и этажность здания, это очень важно. Поэтому рассматривать некий "фундамент города" как единую конструкцию, как некую основу всего, невозможно. Если под термином "фундамент города" рассматривать совукупность всех фундаментов, инженерных сетей, коммуникаций, то строительство (и эксплуатация, кстати, тоже) метро безусловно влияет.  Где-то в больше степени, где-то в меньшей. Где-то положительную роль (усиление основания, укрепительное сооружение), а где-то может и отрицательную (например при строительстве меняется русло подводной реки или уровень грунтовых вод, что ведет к изменению структуры существующих грунтовых масс)  Поэтому однозначного ответа на этот вопрос быть не может, необходимо рассматривать каждый участок метро в отдельности.

7
0

Ну не цепляйтесь вы к терминам. Это ведь простой человек спрашивает!

-2
Ответить

Я не цепляюсь, вполне развернуто ответил.

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью