Кто выбирает — общество и со временем. При жизни, Шекспира, например, никто заносил в золотой фонд литературы Возрождения, его творчество оценивалось со временем, как и большинства авторов вообще. Критериев может быть много. Главный из них — оригинальность, свежесть идеи. К примеру, во времена, когда творил Пушкин, практически каждый хоть сколько-нибудь интеллигентный человек писал стихи или даже прозу. Но сотни таких людей не попали в разряд "классики", мы даже не знаем их имён, во многом потому, что они не привносили в литературу своего взгляда, не ставили новых проблем, не рисковали, а только лишь следовали за мастерами. Стремление к уникальности, поиск новых форм для выражения идеи — то, что навсегда оставляет в памяти следующих поколений и литературу, и музыку, и кино.
Стоило бы также (и даже в первую очередь) упомянуть новизну формы.