В своём опыте я с таким не сталкивался.
Что касается опоры на свои общемедицинские знания... Под "тоской" ведь очень разное понимать: от скуки, которая скорее консервирует и защищает. - Например, доказано и подтверждалось моей практикой, что при угрозе невынашивания целительны не столько медпрепараты (в части случаев их можно вообще не назначать), сколько сам ФАКТ госпитализации, нахождения в стационаре. То же - при гестозе, токсикозе второй половины беременности. И при угрозе, и при гестозе идёт разбалансировка в процессах в организме. Похоже, что отсутствие событий, вата скуки действительно укутывают и уберегают в таких случаях.
- А тоской могут назвать переживание горя - постоянное и сильное, как ушная или зубная боль ночью; -только длительно и постоянно.
В принципе это нормальная часть "работы горя".
Опасность для жизни тут может быть в единственном случае: если у человека очень большие проблемы с сердечно-сосудистой системой. Тут же длительный серьёзный стресс (дистресс), а это - спазм сосудов и повышение давления. Если человек здоров, или болен, но компенсирован, тут угрозы практически нет; - ну, казуистика может быть, на уровне кирпича на голову по вероятности. А вот если сосуды какие-то ключевые, отвечающие за сердечное или мозговое кровоснабжение, на 4/5 просвета уже атеросклеротическими бляшками заросли, длительный тяжёлый стресс - если не обеспечивать необходимой медикаментозной защиты - да, может дать инфаркт миокарда, ишемический инсульт...
Ну и есть такая штука, как ДВС-синдром, диссеминированное внутрисосудистое свёртывание крови. В принципе, это неспецифическая реакция организма на тяжёлый стресс, но обычно всё же это или реакция на тяжёлую физическую травму, политравму. Или следствие длительного воздействия какого-то патологического процесса в организме, - того же гестоза; при очень тяжёлой длительной анемии я с таким сталкивался. Тогда ДВС-синдром течёт в хронической форме, а вот тяжёлое психологическое переживание может сверху добавить, и развернуть клинику - с образованием множеством сгустков, тромбирующих сосуды органов по всему телу и нарушением свёртываемости крови (всё брошено в сгустки). По сути - это множество инфарктов всех органов.
Ну и опять, - всё же, чтобы горе привело к такой клинике, человек должен УЖЕ быть сильно больным. С относительно здоровым - ну, да, исключительно маловероятно, из серии "раз в сто лет и палка стреляет".
Очень часто встречаю в произведениях классиков про преждевременную смерть любящего человека, который теряет любимого (смерть, расставание). Якобы тоска отнимает у человека всю его жизненную силу. Также часто это актуально и про стариков. Например, живут два пожилых человека, а главное - долго живут, но вдруг один из них умирает. Второй, как правило, уходит вслед за ним. В принципе у меня даже есть пример из жизни. После смерти дедушки моя бабушка потеряла вкус жизни. Она просто доживает свой век. Не ходит к врачу, ей безразлично её здоровье и тд.
Самое забавное то, что подобные случаи чаще всего происходят либо между влюблёнными, либо внутри семьи. То есть я никогда не слышала о том, что человек умер из-за потери друга, например. Он может впасть в депрессию, впасть в уныние, но рано или поздно приходит в норму. Мне кажется, что это можно объяснить тем, что между влюблёнными, парами-долгожителями, членами семьи есть некая связь. После смерти дедушки бабушка сказала мне, что между людьми есть невидимая цепь/нить, которая крепчает со временем. Поэтому если человек умирает или происходит длительное расставание, то эта связь обрывается - в итоге человек чувствует мучительную боль = чувствует наличие этой самой связи.
В целом я нейтрально отношусь к подобной точке зрения. Мы люди, а значит что-то такое вполне может существовать. Уход близкого - всегда стресс. Это нормально. Но если говорить про "мистический" приход смерти в литературе, то здесь я, пожалуй, останусь скептиком. Слабо верится, что тоска может привести к смерти за считанные дни. Психологический аспект всё же находит своё отражение и в медицине, поэтому на всё есть причина и научное объяснение.
Если говорить о тоске, не связанной с теми случаями, которые я описала (например, тоска как состояние по жизни, уход в себя и тд.), то здесь я соглашусь скорее с первым ответчиком. Тоска может привести к психологическим (психическим) заболеваниям. А дальше - сами понимаете.
Василий, ну что за бред. Вы со всеми современными влюбленными общались (и со всеми несовременными, раз сравниваете)? Прямо обидно стало, за себя и за всех влюбленных. Поражают люди, которые высказывают такие сентенции.
Ответ хороший. Мистики, конечно, никакой нет, просто стресс действительно огромный и организм пожилого человека уже не может с ним справиться.
Из-за тоски/депрессии/уныния может начаться психосоматика. А уж психосоматические заболевания вполне могут вогнать в гроб, перейдя в чисто физиологические.
Когда чувство переживается, тоска, печаль, грусть - симптом не образуется. Он появляется, когда чувство останавливают не дают ему разворачиваться. Потому что эмоция, чувство- это энергия, которая размещается в теле. Если её блокировать она "вылезает" в различные симптомы.
© flickr.com, frau_bOLZAСмерть от испуга с точки зрения наукиПопулярная наука24.06.2012116720Эстер Инглис-Аркелл (Esther Inglis-Arkell)
Страх убивает не только разум... он вполне способен убить и тело. Смерть от испуга может показаться мифом, но это действительно случается с людьми - и с животными. Авторы книги «Зообиквитарность: чему животные могут научить нас о здоровье и науке лечения» («Zoobiquity: What Animals Can Teach Us About the Health And Science of Healing») детально рассматривают эту проблему.
Так что на самом деле происходит с теми, кто пугается до смерти?
Число сердечных приступов растет во время землетрясений, финансовых катастроф и народных волнений. Они также часто случаются в добавочное время на футбольных матчах... и при просмотре фильмов ужасов. Они бывают у людей и у животных, причем не травмированных физически. Наши тела так устроены, что мы можем буквально испугаться до смерти.
Механизм
Существует несколько вариантов того, как страх и стресс могут растянуть, разорвать или разбить сердце. Сердце представляет собой набор камер, окруженных мышцами, которые их поддерживают и сжимают, прогоняя через них кровь.
Существует широко известный синдром, нарушающий равновесие между камерами и мышцами. Японские врачи заметили, что у сравнительно молодых и здоровых людей, находящихся под постоянным воздействием стресса, боли или страха, могут развиваться симптомы сердечного приступа. Присмотревшись к сердцу одного из больных, они увидели, что одна из его камер заметно разбухло. Кто-то на их месте, может быть, счел бы ее похожей на баклажан или электрическую лампочку, но они увидели в ней такоцубо - используемую японскими рыбаками ловушку для осьминогов - и назвали синдром «кардиомиопатией такоцубо».
Соблюдение сердечной мышцей ритма сокращений контролирует нервная система. Гормоны стресса - катехоламины - в принципе должны увеличивать возможности мышц, заставляя их работать больше и быстрее, чем обычно, и лучше реагировать на нервные импульсы. Внезапные потрясения - будь то простой испуг или глубокий эмоциональный стресс - вызывают выброс гормонов, нарушающий сердечный ритм, увеличивающий напряжение на определенные части артерий и мышц или полностью отравляющий мышцы.
Большинство больных с синдромом такоцубо выздоравливали. В ряде случаев, однако, нормальный сердечный ритм настолько нарушался, что люди умирали. Иногда желудочек буквально разрывался. Это обстоятельство в сочетании с эмоциональной подоплекой заболевания привело к тому, что кардиомиопатию такоцубо стали называть «Синдромом разбитого сердца».
Однако стресс и травма не только убивают сердце. Катехоламины сжигают все мышцы тела. Они заставляют мышцы буквально сгорать и разрушаться. Особенно это относится к скелетной мускулатуре - мышцам, связанным со скелетной системой. Когда эти мышцы разрушаются, белки из них попадают в кровь, а из нее в почки. Почки в итоге не выдерживают и отказывают, организм отравляется и следует смерть. Этот процесс называется не столь поэтически - рабдомиолиз. Иногда он происходит неожиданно, однако чаще - в результате долгой погони, с постоянным мускульным напряжением и эмоциональным истощением.
Смерти
Смерти от синдрома такуцобу совершенно не удивляют один сегмент медицинского мира - ветеринаров, которые сталкивались со смертями только что пойманных животных с тех пор, как возникла их профессия. Это явление называют миопатией при поимке. Смертность среди пойманных диких животных составляет от 1% до 10%. Для некоторых видов, в том числе для большинства птиц, она может доходить до 50%. С тех пор, как основное внимание стало уделяться не охоте, а сохранению, стали вырабатываться техники по снижению смертности. В их число входит минимальное ограничение подвижности, отказ от преследования животного, минимизация шума и движения и предоставление животному определенного пространства для движения. Также считается, что нельзя долгое время смотреть прямо в глаза пойманному животному.
Если животные не умирают в момент поимки, эти факторы помогают снизить смертность. Они помогают также снижать смертность в неволе. В зоопарках знают, что зверям нужно много пространства, необходимы места, чтобы спрятаться от посетителей, и что шум нужно уменьшать любой ценой. Известен случай, когда постановка оперы в соседнем парке до смерти напугала окапи. Еще один зоопарк узнал, что некоторых животных лучше не держать вместе, когда умерли несколько зебр, которых поместили в один вольер с африканским буйволом.
Люди неожиданно умирают точно так же, как испуганные громким шумом или неаккуратно пойманные животные - правда, обычно при других обстоятельствах. Сильные потрясения иногда убивают на первый взгляд здоровых людей. Проклятие человечества заключается в том, что наши эмоции заставляют нас чувствовать себя в некоторых ситуациях, как зебра, оказавшаяся в вольере с большим и опасным зверем. Финансовый коллапс, смерть любимого человека, невозможность избавиться от вызывающего фобию фактора, травля в школе или на работе вызывают ту же физическую реакцию, которая возникает у животных при угрозе жизни при отсутствии надежды от нее убежать.
Людям, которые чувствуют себя в западне, грозит такая же «миопатия при поимке», как и пойманным животным. Тело выплескивает такой же коктейль химических веществ. Он в краткосрочной перспективе придает мышцам энергию, но в долгосрочной перспективе или при перегрузке просто их разрушает. Стресс продолжается без передышки, и тело как бы отказывает. Человек может буквально испугаться до смерти.
Связь между этими двумя заболеваниями впервые была прослежена Барбарой Наттерсон-Горовиц (Barbara Natterson-Horowitz) - хирургом, работавшим как с людьми, так и с животными из зоопарков. И у тех, и у других отмечались одинаковые физические травмы, проистекающие из одинаковых эмоциональных источников. Похоже, у нас с животными больше общего в эмоциональных и физических реакциях, чем мы думаем.
Подробности об этом и о прочих общих для людей и животных проблемах со здоровьем можно прочитать в книге Барбары Наттерсон-Горовиц и Кэтрин Бауэрс (Kathryn Bowers) «Зообиквитарность: чему животные могут научить нас о здоровье и науке лечения».
Оригинал публикации: The Science of Being Scared to Death
Умереть от тоски - это скорее метафора. Умереть от переживания какого-то чувства невозможно. Приблизить смерть можно как раз не переживая. Тогда образуются симптомы. И чем интенсивнее было переживание, которые не развернулось, темя ярче может быть симптом.
Тоска, печаль, грусть, уныние, скорбь - степени проявления одного чувства - печали. Печаль переживают или не переживают в связи с утратой, потерей. Переживание печали само по себе уже терапевтично. Тоскуем мы, когда в процессе печали ощущаем внутреннюю пустоту в связи с утратой. Естественно, что ощущать "дыру в себе" больно. Тем более, если тоска по близкому человек и все усиливается переживанием одиночества. Пустоту хочется заполнять. Делать это можно по-разному. Алкоголь, другие "убивающие" вещества, промискуитет, "во все тяжкие", и прочие способы иллюзии наполнения, могут приводить к смертельным результатам.
Бывает, что потеря близкого и опустошающая тоска в связи с этим, сопровождается виной. Сильное чувство вины в аффектах может спровоцировать суицид, отказ от еды и т.д. Тогда умереть от тоски и правда кажется возможным. Но умирают не от самой тоски, а от действий или бездействий, выборов человека в связи с переживанием утраты.
Еще яркая метафора. Женщина, утратившая ребенка не в силах справиться чувствами и "закукливается". Она сохраняет детскую одежду, комнату в том виде, когда ребенок был жив. Носит сверток из одежды ребенка на руках, разговаривает с ним. И больше ни с кем. Её жизнь как бы остановилась в момент потери. О ней можно сказать, что она умерла. Потому что реальная жизнь пока ей не доступна.
Маловероятно, скорее он станет поэтом или философом. Хотя конечно чтобы быть хорошим поэтом или философом нужно умереть и желательно не раз.
https://www.youtube.com/embed/mCHUw7ACS8o?wmode=opaque
Будьте осторожны. Радости на творческом пути!
В малых и крупных произведениях Достоевского герои мрут, как мухи, от всяких потрясений, мучений и тяжелых мыслей, впадают в горячку с бредом, отказываются от воды, еды, движения и общения из-за чувства вины или от огорчения.
Почему?
Так бывает вообще?
В мрачном чахоточном авитаминозном Петербурге XIX века? Кто их знает)) Уйти в тяжёлый невроз или депрессию - ну, да, а вот помереть от невроза любой степени - очень вряд ли.
Скорее тяжёлый стресс мог бы обострять течение всяких запущенных легочных туберкулёзов, если уж к правде жизни. Или других ползающих на дне дворов-колодцев инфекций)