Почему так популярны романы Дж. Остин (Остен), ведь в них ничего не происходит, кроме разговоров и прогулок, а в конце бедная девушка выходит замуж за богача?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
3
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Джон Муллан пишет о Джейн Остин прямо: "ее величие заключено в стиле, а не в содержании".

Остин - величайший стилист в английской и, возможно, мировой литературе. В "Эмме" впервые используется прием, теоретически осмысленный сто лет спустя: несобственно-прямая речь. В русской литературе ее впервые сознательно использует Пушкин, во французской - Флобер, оба - много позже. Еще позже - Джойс. Несобственно-прямая речь позволяет свободно передавать мысли персонажа и показывать читателю реальность такой, какой она видится именно ему, чем Остин пользуется для создания разного рода комических ситуаций и иронического подтекста. Сюжетный схематизм тут работает в плюс, потому что акцент полностью переносится с "что?" на "как?", и это сразу видно. Набокову, чтобы понять Остин, потребовалась помощь Эдмунда Уилсона, но без Остин Набокова просто не было бы.

В роли "что?" остаются прогулки, разговоры и поиск подходящей партии для женитьбы. Но в том-то и дело, что  Остин - первый прозаик, показывающий, что для того, чтобы передать тяжелые душевные переживания, не нужны шекспировские страсти или "буря и натиск". Что человек меняется, развивается и познает себя в самых будничных обстоятельствах, во время прогулок и разговоров. В повседневности.

И Остин воссоздает эту повседневность через сложнейшую сеть взаимосвязанных деталей. Суммы денег, погода, время на часах - в ее романах важно все. Все эти детали можно анализировать и анатомировать, но самое главное - они составляют мир, в котором можно жить. Сама возможность такого непосредственного "фанатского" восприятия в конце XIX века поставила на уши академическое сообщество, и поклонниц Остин, Janeites, часто называют первой субкультурой.

Наконец, этот мир населен реальными людьми, вопреки всем канонам романного жанра того времени, по которым героине скорее полагалось быть образцом совершенства (чего от Остин прямо требовали, но она этого не терпела) или альтер-эго автора. Нет более непохожих друг на друга характеров, чем Марианна Дэшвуд и Энн Эллиот. И у каждого человека тут будут свои симпатии и антипатии - какие-то персонажи нравятся, какие-то - бесят. Мы совершенно возмутительным образом обсуждаем их, как своих соседей по даче, и девушки влюбляются в мистера Дарси. Книги продолжают жить, двести с лишним лет спустя.

Пользователю можно написать личное сообщение вBadoo

Говорить, что Джейн Остин - это легкие романы для дам, всё равно что выдавать Оскара Уайльда за автора бульварных комедий. Это не так. Из-за языка, который мы не всегда можем оценить в переводе. Из-за иронии: Остин - мастер сатиры на мещанский уклад жизни, иронии над человеческой природой.) 

Кроме того, а что по-вашему должно происходить в романах, чтобы делать их стоящими? Экшн в стиле трансформеров?) Уж не писали ли все экзистенциалисты произведения ни о чем? А "Улисс" тогда вообще что?)

По той же причине, по которой популярны любые любовные романы — люди используют их, чтобы несколько расслабиться, разгрузить мозг, не вдаваться в тяжёлые душевные переживания, не высчитывать коварные планы злодеев и подковёрные интриги, не переживать из-за грядущего печального конца произведения. Нет, человек точно знает, что читать будет легко, что в конце всё будет хорошо, и потому берёт с полки именно такую книгу. И в этом нет ничего плохого, если конечно, подобные книги не составляют костяк домашней библиотеки.

Ответить