Diana Sviridenko
апрель 2016.
330

«Это уже в школьные годы должны все объяснять!» Но не объясняют. Что?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться

Чаще всего я слышу, когда провожу свои тренинги, такое о принципе "Никто никому ничего не должен". 

Скорее не отдельно о фразе, - а именно вся модель: отчего и как разрушительно на отношения действует связка "долг/вина", о "треугольнике Карпмана", который неизбежно и автоматически возникает из "долга/вины". И о возможности строить близкие личные и деловые отношения, - то есть открытые, искренние, построенные на взаимной выгоде, - только через отказ от этого рычага в голове, с двумя положениями: "долг/вина".

Тут я не пророк и не мессия.

Возможно, учитель арифметики. Или чтения. Это и в самом деле - азы. 

Пожалуй, это одна из немногих вещей, в которой сходятся едва ли не все основные направления современной практической психологии.

Когнитивно-поведенческая терапия и рационально-эмоционально-поведенческая терапия - вовсе стоят на этом как на фундаменте, и они целиком в каком-то смысле - об этом.

Гештальт-подход - о! Знаменитая "молитва гештальтиста" Перлза, - ну, это как пример; вообще же гештальт-подход пронизан этой темой: личных границ, прояснения личных границ и только тогда возможностью встречи. Приведу всё же слова Перлза, в школе они и вправду не звучат:

  • "Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

  • Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

  • И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

  • Ты – это ты.

  • А я – это я.

  • И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

  • Если нет, то ничего не поделаешь".

...Транзактный анализ, созданный Эриком Берном, - да. Долг/вина запускают разрушительные психологические игры второго порядка, тот самый "треугольник Карпмана", -который в своём развитии ведёт к тяжёлой болезни, тюрьме или смерти. - Ага; последнюю фразу я тоже когда-то считал гиперболой из учебников. "Хватили ребята". - Когда-то.

А сама фраза "тирания долженствования" принадлежит Карен Хорни, одной из самых известных психоаналитиков в постфрейдизме.

Словом, это действительно одна из самых фундаментальных вещей в современной практической психологии. 

  • ...Как вы думаете, отчего же этого не объясняли в советской школе? И не объясняют в российской? - Телевизор на полчасика включите, ага?.. На дольше не надо, токсично...
6
0

Вы имеете в виду, что школьникам нужно рассказывать об опасности мысли, что им кто-то должен? Что ж, это вариант. Но тогда в вашем ответе не хватает обоснования. Есть исследования про то, что было с 100 000 людей, которые считали, что им все должны? Скорее всего исследований нет. И не удивительно, мы ведь про психоанализ говорим, у этих ребят не доказательств обычно. Вообще я имела в виду что-то уже доказанное, что пока не входит в школьный курс но может повлиять сильно на жизнь человека. Например, про то, что прерванный половой акт не способ контрацепции :-)

0
Ответить

Диана, пожалуйста, перечитайте мой ответ на ваш вопрос. Психоанализ здесь упомянут в смысле "ну и вот у них тоже". Когнитивно-поведенческий подход и рационально-эмоционально-поведенческий подход; - вы знаете что-то ЕЩЁ более придерживающееся принципа доказательности в практической психологии?

И - прерванный половой акт, coitus interruptus, таки является способом контрацепции, привет Википедии, которая всё же требует проверять размещённую в ней информацию)) Это именно способ, со своим индексом Перля, - просто очень ненадёжный.

Ну и... Поверьте 49-летнему дядечке, НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН (а не опасность мысли, что ИМ должны) - вот прямо точный ответ на ваш вопрос. То, что доктор прописал)))

0
Ответить

Быстро в вашем тексте я разобраться не смогла. Да, ок, раз когнитивно-поведенческий подход имеет доказательства про долг/вину, то можно рассказывать детям. Про контрацепцию: индекс Перля можно хоть для молитвы посчитать. Конечно же речь идёт об ненадежности указанного метода. На википедию я не ссылалась, внимательный читатель увидит, что это вы мне ее приписываете.

0
Ответить
Ещё 2 комментария

Так, википедию вы мне не приписываете. Сорри. А вот не верить 49 летним дяденькам меня научили до того, как я пошла в школу)))

0
Ответить

)))))))))

Принимается!

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью