Элина Егорова
апрель 2016.
5987

Что означают перекладины на православном кресте?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
3 ответа
Поделиться

Добавлю, что нижняя перекладина - это ещё и указание на сюжет с разбойниками. Правая половинка приподнята, указывая на разбойника благоразумного, который просил Христа помянуть его в Своём Царстве. Левая же указывает на того, кто над Ним насмехался.

Елизавета Сеньчуковаотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
7
-1
Прокомментировать

Верхняя - надпись вины Христа: ИНЦИ - Иисус Назорей, Царь Иудейский (латинский вариант INRI - Iesus Nasarenus, Rex Iudaeorum). Про эту табличку известно из Евангелий: Мф 27,37; Мк 15,26; Лк 23,38; Ин 19,19-22.

Если верхняя перекладина часто встречается и у католиков, то нижняя "сугубо православная". Считается, что это подножие - специальная подставка для пригвождения ног распятого.

При этом крест бывает и иных форм. Есть предположения, что на самом деле крест соответствовал букве Т (тау-крест), а табличка вины была прибита к поперечной перекладине или поставлена сверху (в искусстве иногда видим такой вариант), есть кресты с равной длины частями (+), и так далее.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
-1

Исчерпывающий ответ на вопрос о появлении подножия в форме косой перекладины дает известный исследователь православной иконописи Николай Васильевич Покровский (1848-1917) в своей докторской диссертации «Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских» (1892):

«Подножие в изображениях распятия имеет то же самое значение, что и в других изображениях Спасителя и вообще великих людей, и означает согласно византийскому церемониалу величие, достоинство изображаемого лица.

Начиная по крайне мере с IX в. подножие Распятого образует собой два конца креста: оно имеет вид бруса, едва выступающего своими концами за пределы граней длинной балки.

На крестах русских косая балка по своей форме есть не что иное, как видоизмененная форма древневизантийского подножия креста, удержавшая свое первоначальное место. Видоизменение формы совершилось постепенно в период времени от IX до XI в. Во фресках Киево-Софийского собора кубическое древнее подножие уже превращено в широкую доску, как и следовало ожидать от художника, мало знакомого с линейной перспективой; во фресках нередицких уже трудно узнать первоначальное назначение подножия: широкая доска удлинена и поставлена наискось. Быть может, русский иконописец таким поворотом доски хотел указать, что тело Христа, равно как и голова, склонены были на правую сторону; или же здесь мы имеем дело с простым неуменьем изобразить надлежащим образом подножие… Форма эта полюбилась русским иконописцам, которые и стали повторять ее с замечательной последовательностью, а русские книжные люди под влиянием тенденциозной наклонности к символическим толкованиям придали ей высшее значение. «Вопрос: чесо ради у креста Христова подножек пишут десную страну подымшуся, а шуюю поникшу, да и главу Христос приклони на десно? Ответ: того ради Христос облегчи десную ногу, и подъяся кверху подножек, да отдаст грехи верующим Ему и во второе пришествие вознесутся горѐ во сретение Ему; а шуюю ногу того ради обнизи подножек, да неверующие Ему отягчают и снидут во ад. Главу преклони на десно, да приклонит вся языки веровати и поклонятся Ему». Символика эта не захватывает первоначального возникновения «подножия» и должна быть отнесена к объяснениям post factum. Никаких указаний на нее в древнейших памятниках письменности, как уже замечено св. Димитрием Ростовским, нет, а памятники вещественные свидетельствуют, что до XII в. она была невозможна по отсутствию объекта для нее. Названная символика явилась в письменности не ранее XVI–XVII вв.»

0
Ответить
Прокомментировать

Уточню, что крест не является православным или католическим. Принятый в православии крест является на самом деле крестом византийского обряда. Однако он используется и в католичестве, и в православии.

1
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью