Лилия Иванова
февраль 2017.
1305

Кто разрабатывает концепции выставок современного искусства: кураторы или сами художники?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
2 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Концепции выставок могут возникать как со стороны куратора, так и со стороны художника, если речь идет о моно-выставке. На мой взгляд, в последнее время самые интересные проекты рождались как раз тогда, когда художник становился куратором, но не наоборот. На российской художественной сцене самый яркий пример художника-куратора - это Арсений Жиляев. Его проекты сложно разделить на то, где исследование кураторское, а где художественная мифология, все это становится единым целым. 

Однако, это не отменяет того, что кураторы проводят исследования, формируют повестку и приглашают художников участвовать в проектах. Так, к примеру последний проект Виктора Мизиано, показанный в ГЦСИ - это большое кураторское междисциплинарное исследование, в котором принимают участие как художники, так и теоретики, а сам проект разложен во времени и будет реализовываться на протяжении нескольких лет на разных площадках. 

Мне кажется непринципиальным вопрос того, кто создает концепцию. Важно высказывание, идея, изучение тем или проблем художественными методами, содержательная коммуникация посредством выставки. А кто был инициатором - это уже дело, скорее, десятое. 

Потребность в кураторе, как авторе концепции, особенно проявляется тогда, когда возникает вопрос о выставке сразу нескольких художников, разных стилей, разных эпох, разных континентов. Поэтому кураторство как правило связано с музеями, то есть хранилищами больших художественных коллекций, а также с биеннале, когда встает вопрос об организации масштабной экспозиции с множеством участников, способов отбора и подачи их произведений. Нередко кураторы привлекают художников создавать свои произведения под конкретную концепцию. Но в современном искусстве кураторы могут работать и с персональными выставочными проектами и моно-выставками одного автора, задаваясь целью осмыслить авторский путь того или иного художника. Фигура куратора оказывается максимально приближенной к творчеству после самого художника.

Но сегодня в индустрии говорят, что кураторский бум конца ХХ века подходит к концу и, что необходимость профессии куратора-творца в действительности надумана. Кураторами биеннале и музеев  становятся художники. Многие именитые кураторы привлекают художников к работе над выставками, соглашаясь, что те —  лучшие кураторы.

На мой взгляд в современном искусстве не только кураторы взяли на себя роль творцов, но и художники в условиях нового типа художественного мышления отошли от понимания искусства, как создания объектов, к искусству, как мыслительной и исследовательской деятельности, что объясняет почему так много художников становятся кураторами – эти два типа деятельности в современном искусстве очень близки.  

Ответить