Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем идея «Призраков» Чака Паланика?

Искусство и культураЛитератураЧак паланик
Глеб Яренко
  · 1,7 K
Специалист по гей-культуре  · 6 февр 2018

Читал давно, но насколько я понял идея в том, что мы должны освободиться от "самого ценного" - от своих историй.
Каждый герой смакует свою историю, живёт ею, переживает её снова и снова, он определяется ей. Герои, как старые бабки в поликлинике, которые пытаются переплюнуть друг друга в том, у кого больше болячек, у кого карта толще, вместо того, чтобы полноценно жить.
Персонажи заперты в большом доме, условном Эдеме/Земле/вилле Диодати, где был написан "Франкенштейн" и "Дракула", у них есть всё необходимое для отличной и продуктивной жизни, у них много времени что бы созидать (их собственно и собрали, чтобы они писали шедевры), но что они делают? Они сами же себя калечат, соревнуясь, кто из них будет большей "жертвой" и кто больше этим прославиться, кого будут больше жалеть, о ком снимут фильм с Бредом Питом в главной роли. Это всё о том, что с одной стороны люди абсурдные существа с тягой к саморазрушению, страданию и зачастую именно они виноваты в своих страданиях. С другой стороны - это неплохо резонирует с современной культурой обид, где модно быть жертвой или ущемлённым. "Жертвы" и "оскорблённые" получают почестей и внимания как античные герои. Неудивительно, что нельзя и шагу сделать, что бы кого то не оскорбить, это приобретает сегодня небывалый размах, особенно в Америке. Можно вспомнить волну женских признаний: из благого побуждения это стало настолько мейнстримовой темой, что дошло до абсурда, одно из самых забавных признаний было против актёра Азиза Ансари, он, видите ли, не то вино девушке заказал, патриархальный мужлан, мать его. Или тема культурной экспроприации - это когда ты белый и ты делаешь буррито на тебя на полном серьёзе подают в суд зато что ты крадёшь культуру ущемлённых народов.  

Так же герои находят себе "мучителя", по иронии самого безобидного персонажа из всей компании - ребёнка-старика, который должен быть в ответе за все их страдания.

Так что смысл довольно буддийский, нужно просто взять и перестать страдать, а что бы это сделать нужно перестать маниакально зацикливаться на своё "я". Нас насиловали, унижали, грабили, заражали СПИДом - ну и что? Нужно перестать искать повода найти виновного, перестать находить причину считать себя жертвой, перестать жалеть себя, перестать всем тыкать в лицо своей историей. Это особенно актуально в эпоху всяких инстраграммов - цифровых ярмарок тщеславия, где люди настолько концентрируются на отражении жизни, что совершенно забывают о самом непосредственном переживании жизни.    

Концовку книги я помню как освобождение от страданий и историй через катарсис, Паланник там очень ловко работает образами, так что ты полностью переживаешь и сопереживаешь и как-бы тоже эмоционально очищаешься и перерождаешься.