Алёна Ищенко
апрель 2016.
21845

Правда ли, что «лесенка» Маяковского возникла благодаря тому, что платили поэту построчно?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
15
2 ответа
Поделиться

Коротко: разумеется, неправда.

Длинно: слухи были основаны на том, что в некоторых изданиях гонорар за напечатанные стихотворения выплачивался поэтам в зависимости от количества строк в произведении, а не от фактического количества печатных знаков.

А вот отрывок, который описывает отношение Маяковского к этому расхожему стериотипу.

"Во втором отделении Маяковский разговаривал с публикой и отвечал на присланные ему записки. Его ответы были кратки, почти афористичны, оригинальны и очень остроумны.

  • Ну, кто еще хочет поговорить? - спросил он, пряча в карман кучу записок, на которые уже ответил.
  • Владимир Владимирович, - раздался звонкий голос с балкона, - почему вы ломаете строчку?
  • А вы кто? - спросил в свою очередь Маяковский,
  • Я студент.
  • Ну а как вы сами думаете, почему я это делаю? Звонкий голос ответил вопросом:
  • А правда, что вам за каждую строчку платят рубль? В зале раздался гомерический хохот. Маяковский серьезно ответил:
  • Правда. К сожалению, всего рубль.
  • Ну, тогда понятно, почему вы делите строчку на части, иногда даже на три, - задорно выкрикивал с балкона студент при общем хохоте.
  • Мне приятно это слышать, - иронически ответил Маяковский, - вижу, что вас кое-чему научили в институте, вы уже понимаете, что три больше одного.

Тут же поднялся такой хохот, что несколько минут публика не могла успокоиться.

  • Поговорим серьезно, - сказал Маяковский. - Не судите о работе поэта по-обывательски, мещански. Это пошлость. Говорят, мои стихи малопонятны, трудны. Одно из двух: либо я плохой поэт, либо вы плохие читатели. А так как я поэт хороший, то выходит, что вы плохие читатели...
  • Что такое? - взвыли в публике.
  • Вы читаете только глазами, а надо уметь читать и ушами.
  • Мы не ослы! - закричал кто-то.
  • В самом деле? - с улыбкой осведомился Маяковский. - Вот вы слышали сегодня мои стихи, были они непонятны?
  • Нет, эти понятны, - раздалось со всех сторон.
  • А вот эти-то стихи и считают обыкновенно непонятными.
  • В вашем чтении они понятны.
  • Ну так читайте как я. Вот и все. Я дроблю строчку вот почему.

Он увлекательно изложил основы своей поэтики в том именно виде, как потом написал в статье "Как делать стихи". Он приводил простые, всем ясные примеры. И кончил так:

  • Я вовсе не хочу сказать, что все должны писать так, как я. Да это и невозможно. Подражание никогда к добру не приводит. Каждому поэту нужно искать свой путь. Мой путь - наилучший для меня. Он дает мне наилучшие средства для передачи моих мыслей о революции, о социализме, о советском человеке. Поэтому не тычьте мне классиков в лицо. Классики - классиками, а Маяковский - Маяковским.

Ему бурно аплодировали. Не только молодежь, но и скептики из партера... На улице его провожала большая толпа."

(О ВЫСТУПЛЕНИИ В. В. МАЯКОВСКОГО В ОДЕССЕ. Из дневника Льва Рудольфовича Когана, предположительно 20-23 февраля 1924 года.)

В статье "Как делать стихи" Маяковский объясняет использование "лесенки" тем, что это позволяет четко оформлять ритм стихотворения (в дополнение к знакам пунктуации). Кроме того, он выдвигал (вполне обоснованно) теорию зависимости содержания от формы. В его понимании, обычные размеры для некоторых тем просто не подходят. (это если коротко, тезисно, лучше прочитайте статью, в ней изложена цельная теория, в рамках которой "лесенка" - лишь опциональный элемент).

Максим Козловотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
256
-2

Очень интересно былл прочитать, огромное спасибо.

+31
Ответить
Прокомментировать

Это распространенное мнение, но ошибочное. «Лесенка», как объяснял сам Маяковский в статье «Как делать стихи?», возникла из необходимости верно интонировать строку и подсказывать это интонирование читателю. Цитата:

«Размер и ритм вещи значительнее пунктуации, и они подчиняют себе пунктуацию, когда она берётся по старому шаблону.

Всё-таки все читают стих Алексея Толстого:

Шибанов молчал. Из пронзённой ноги
Кровь алым струилася током… —

как —

Шибанов молчал из пронзённой ноги…

Дальше:

Довольно, стыдно мне
Пред гордою полячкой унижаться… —

читается как провинциальный разговорчик:

Довольно стыдно мне…

Чтобы читалось так, как думал Пушкин, надо разделить строку так, как делаю я:

Довольно,
                 стыдно мне…

При таком деления на полустрочия ни смысловой, ни ритмической путаницы не будет. Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто бо́льшую, чем между строками, то ритм оборвётся.

Вот почему я пишу:

Пустота…
              Летите,
                        в звёзды врезываясь.

«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. «Летите» стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звёзды», и т. д».

Лесенка, таким образом, одновременно гуманистический (забота о читателе) и авторитарный (навязывание читателю) прием. Противоположностью ему будет отсутствие знаков препинания и разделения текста на строки (в экстремальных случаяхи отсутствие пробелов).

Лев Оборинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
2
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью