Анонимный вопрос
апрель 2016.
659

В чем заключается авторитет А.С. Макаренко?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
3 ответа
Поделиться

Отвечаю. Авторитет Макаренко построен на том, что ему удалось достичь много на практике. Его методика действительно очень хорошо сработала в тех условиях, в которых находилась тогда страна: куча беспризорников, кризис образования и так далее. Он сумел показать на реальной ситуации, что детей можно воспитывать через труд, что самореализация ребёнка через этот труд способствует образованию, и что идея коллектива работает и для детей.

Макаренко построил маленький мир для детей, которые были выброшены из большого. В большом мире они были никем, им приходилось выживать и зарабатывать себе на жизнь нижайшими способами. Педагог дал им возможность без преступления и унижения работать, жить засчёт этого и социализироваться. Главное, что он на тот момент показал — малолетний преступник не потерян для общества. Он может работать, он может социализироваться, учиться, вырасти хорошим гражданином.

Это, конечно, немножко спорно сейчас выглядит — по факту Макаренко использовал детский труд в своей колонии. Но он его использовал не для собственного обогащения, а для того, чтобы вернуть детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в лоно общества. И для того, чтобы это сделать, мало поставить ребёнка к станку. Поэтому Макаренко и считается таким талантливым — он был лидером, педагогом по природе и сильной личностью. Представьте себе: обычных-то детей организовать трудно, а уж каково придётся с неблагополучными?.. А он смог.

Дополнение: Конечно, это не делает Макаренко сияющим ангелом и гением педагогики. У него была тяжёлая рука и его критиковали за жёсткость, авторитаризм. Были другие педагоги в то время, использовавшие иной подход, например, Сорока-Росинский, известный по "Республике ШКИД", который труду уделял очень мало внимания и делал упор на академические знания. К тому же, Макаренко критиковали за то, что он, всё-таки, работал в закрытом учреждении с детьми особого социального положения, а не со всеми. Так что вокруг Макаренко всегда было много дискуссий. Но, определённо, он сделал то, что был намерен сделать, и показал новый способ. Потому и авторитет.

Очень давно читал его мемуары, мне понравилось. Не оценивая его педагогическую методу, хочу сказать, что он сумел выполнить поставленную Дзержинским Ф.Э. задачу по возвращению беспризорников преступивших закон, к нормальной жизни. Мой первый фотоаппарат назывался ФЭД ( Феликс Эдмундович Дзержинский), а ведь его начали собирать с участием воспитанников колонии Макаренко А.С.

Того самого Дзержинского Ф.Э., который расстрелами десятков тысяч людей и арестами сотен тысяч как раз и вызвал появление стольких сирот, ставших беспризорниками? 

Андрей Авраменкоотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить