Андрей Кравицкий
апрель 2016.
627

Что делать учителю, который не хочет, чтобы ученики называли его по имени-отчеству (характер занятий не настолько официален, а учитель молодой)?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
0
3 ответа
Поделиться

В языковых школах, как правило, это возможно, так как во многих странах нормальна практика обращения к учителю "на ты" даже в обычной школе (просто особенности грамматики языка или традиция).

Если Вы работаете в обычной школе, то не стоит этого делать (да и в любом другом ОУ, где принято обращаться к учителю "на Вы"). 
Объясню: в России так сложилось исторически, так выстроено общение, таков менталитет и сами дети/подростки не готовы к резким перестройкам системы. В этом я убеждалась уже слишком много раз, пытаясь на первых порах окружить себя и своих учеников инновациями.


! А теперь исповедь :))))

Однажды я работала с учениками, которые были младше меня на 4 года. Мне было 22. Мы почти сразу стали друзьями, проводили время вместе, общались, не стесняясь в выражениях, обсуждали любые темы (не будем сейчас говорить о том, что и это было неправильно, но мне повезло с ребятами, оказались надежными). 
Наверное, единственное, чего они себе не позволили - это обращения "на ты", хотя мы успели вместе напиться, поспать "всмятку" на одном диване и облазить полгорода. И я за это им очень благодарна! 

Сейчас, будучи человеком с более зрелым взглядом и по-прежнему общаясь с этими ребятами (мы остались хорошими друзьями :) ), могу сказать, что только этот самый факт заставил меня в какой-то момент измениться и сказать себе: перестань путать работу и личную жизнь, не надо искать друзей там, где ты нужен для другого!

Недавно я сказала им: ну теперь-то мы можем быть на ты? Я давно не работаю с вами, вы давно не школьники.
И они ответили: Это "Вы" - знак нашего доверия и уважения, несмотря на то, что мы друзья и нет какого-то отличия в дружбе нас с вами или нас между собой. Просто по-другому мы не хотим и не сможем, это часть нашей совместной истории, того, как всё началось, и еще того, что вы хороший учитель, несмотря на все Ваши ошибки, в которых Вы себя корите.

Так что не пытайтесь навязать что-то искусственно, радуйтесь, что вас воспринимают, это происходит не со всеми молодыми педагогами! И не переживайте о том, что это "Вы" как-то повлияет на близость, доверие и комфорт в общении. Мне теперь это "Вы" милее всего на свете :)

В том, чтобы представляться ученикам только именем, без отчества не вижу ничего плохого. Это не означает автоматически панибратства. Тем более, если остаётся обращение на "вы". 

Я работала в разных языковых школах - везде обращение к преподавателю было по имени. Молодые преподаватели сами представлялись "Меня зовут Наталья". Кто хотел, добавлял отчество, но таких было немного. Начальство не имело ничего против.

Тут очень важен характер занятий и возраст. Если учитель старше ученика на год и учит его на гитаре базлать три аккорда в ссаном подвале, то фамильярность вполне нормальна. Если же учитель работает в школе, то не думаю, что будет уместно со стороны ученика называть его по имени. Сначала по имени, а потом они кличку дадут. И будут этого учителя звать каким-нибудь Косым или Соплей. Ходу✌️

Ответить