Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как настраивать пленочный фотоаппарат: какая кнопка за что отвечает, и как добиться желаемого результата?

Искусство и культураФотографии
Пётр Петров
  · 40,4 K
Видеомонтажёр, фотограф  · 12 апр 2016

Во-первых, здесь всё зависит от самой камеры во многом. Тем не менее, всегда есть три основные настройки вашей камеры и используемой плёнки. Все они (вместе и каждая во-отдельности) управляют количеством света, которое попадает на ваш светочувствительный элемент (будь то плёнка или матрица) и фиксируется им.

1) Что касается плёнки - это ISO или светочувствительность вашей плёнки. Чем это значение выше, тем чувствительнее плёнка к свету, тем "светлее" будет ваш кадр при прочих равных настройках камеры. Но есть и побочный эффект - шум. Есть две точки зрения касательно шума на плёнке: одни говорят, что пленочный шум - это отдельная эстетика, другие же и от пленки требуют идеально гладкой картинки. Всё это дело вкуса, опыта или привычки.

Возвращаясь к теме вопроса, давайте разберемся с этим параметром. ISO маркируется в безразмерных единицах. В современных плёнках это например 100, 200, 400, 800, 1600 и иногда 3200. В яркую солнечную погоду вам будет достаточно плёнки на 100 или 200 единиц, в тени - 200 - 400, вечером и в плохом освещении - 800, 1600 и выше. 

2) Выдержка. Этот параметр относится к такому устройству в камере, как затвор. Затворы бывают разных конструкций, но суть всегда остаётся одной: затвор - это механическое или электронно-механическое устройство, которое закрывает светочувствительный элемент (вашу матрицу или участок плёнки) от попадания света и при нажатии кнопки спуска открывает этот светочувствительный элемент на заранее определенное время, которое и называется выдержкой. Выдержка измеряется в секундах или долях секунд, например: 2" (2 секунды), 1/2" 1/60", 1/125", 1/500", и так далее. Диапазон выдержек зависит от конструкции конкретного фотоаппарата. Также во многих камерах есть так называемая выдержка B (BULP). Это специальный режим на кольце настройки выдержки, при котором затвор будет открыт, пока зажата кнопка спуска вашего фотоаппарата. Это позволяет снимать на длинных (например, 30") и сверхдлинных (30 минут и более) выдержках. Время выдержки рассчитывается исходя из яркости сцены, которую вы хотите запечатлить, а так же из художественной задумки, ведь выдержка может повлиять на "смазанность" или наоборот "замороженность" вашего кадра. Например, если вы снимаете спорт, и движение объектов в вашем кадре происходит на больших скоростях, то выдержка может понадобиться короткая (1/500, 1/1000, и т.д.) для того, чтобы "заморозить" движение, ведь 1/500 - это довольно короткий момент времени. Если же ваша сцена статична, то можно использовать выдержки длиннее. Например, 1/30 секунды. Разница в том, что за разное время на кадр попадает разное количество света.

Как и у ISO, у выдержки тоже есть побочный эффект, а именно она сама - выдержка. Если когда-нибудь вечером, в плохом освещении вы пробовали делать фотографии на цифровую камеру или телефон, то могли получить смазанные кадры. В этом виновата именно выдержка: камере не хватает света, автоматика пытается сделать выдержку длиннее, чтобы увеличить это самое количество света, которое попадёт на матрицу. Но давайте посмотрим, что происходит в этом случае? Предположим, выдержка на нашей камере настроена на 1". Фактически, это означает, что на одну секунду наш затвор открывает матрицу (или плёнку), и всё (абсолютно всё!), что попадает в поле зрения нашего объектива, зафиксируется на матрице (или плёнке). Таким образом, если вдруг ваша рука случайно дрогнула, то это движение зафиксируется в виде "смаза". Если в кадре прошёл человек или проехала машина, то весь свет, отражённый от них на протяжении этой секунды попадет в объектив и далее - на матрицу (плёнку). Человек может быть смазанным, как и машина. Об этом надо всегда помнить, но, зная этот закон, его можно использовать и для создания художественных образов.

Вот пример фотографии с длинной выдержкой (фото из интернета).

Автор поставил камеру на штатив и установил длиннную выдержку. Таким образом, всё, что двигалось во время выдержки, получилось размазанным (линии от фар машин), а всё, что стояло на месте (город, земля, небо), благодаря штативу осталось несмазанным и точным. 

Это если вкратце.

3) Диафрагма. Последний параметр, который нам поможет. Это устройство находится в объективе и также регулирует количество света, проходящего через этот самый объектив на матрицу (плёнку). Диафрагма представляет собой механическое или электронно-механическое устройство, состоящее из лепестков, которые могут открываться и закрываться, изменяя при этом размер отверстия в объективе, сквозь которое свет проходит далее. Таким образом, чем меньше отверстие в объективе, тем меньше света попадет на матрицу (плёнку), и наоборот.

Диафрагма измеряется в относительных единицах, например 1/1.0, 1/1.4, 1/2.0 и так далее. Но для удобства принято не писать числитель дроби в настройках этого параметра, чтобы не занимать лишнего места на дисплеях камер или кольцах настройки диафрагмы. Поэтому диафрагменные числа представляют собой обратную зависимость (из-за, собственно, дроби, которую для удобства не пишут, но имеют в виду). Таким образом, стандартный диафрагменный ряд принял следующий вид:

f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64

Чем это число больше - тем меньше отверстие в объективе, тем меньше света проходит. Подробнее - тут

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0

Итак, подводя итог: имеем три параметра, которые регулируют количество света, поступающего на плёночный кадр. Их комбинация даёт нам экспозицию - это некоторый набор из трёх настроек, при котором наш кадр получается не "пересвеченный" и не "недоствеченный", то есть нормально проэкспонированный. 

Важно понимать, что вне зависимости от типа камеры (плёночная или цифровая), все они работают по одному и тому же принципу и имеют все вышеперечисленные настройки.

Поэтому для практики, получения опыта и лучшего понимания работы выдержки, диафрагмы и ISO вы можете использовать цифровую зеркальную камеру, где в режиме M (manual) доступны все три настройки. После этого, когда вы уже посчитаете, что получили достаточно опыта, можно браться за плёнку. Причина очень проста: сегодня на рынке плёнка - это довольно дорогой товар. Но покупкой плёнки всё не заканчивается: вам понадобится оборудование для её проявки или специалист, который проявит отснятую катушку. А после этого, чтобы ваши кадры приняли более смотрибельную форму, вам понадобится еще и сканер или специалист с плёночным сканером, или же, если вы не ищете лёгких путей, фотоувеличитель, фотобумага и растворы для ручной печати, или же, как вы наверно уже догадались, специалист по всей этой приблуде. Стоит это всё хозяйство, скажем прямо, конских денег. И именно поэтому будет мучительно больно, если после съемки вы получаете на руки проявленную плёнку, на которой нет ни единого удачного кадра. Мучительно больно становится именно из-за того, что вы сами не до конца разобрались с настройками камеры.

Но отчаиваться не стоит! Для удобства работы с плёнкой люди придумали такое устройство, как экспонометр, который есть в каждой цифровой камере (так или иначе), а самое главное - им оборудованы многие плёночные аппараты. Если просто, это устройство помогает подобрать вам выдержку и диафрагму для заданной сцены при заданном ISO (ISO вашей плёнки, которое известно заранее, и которое вы задаёте как константу). Если же ваша плёночная камера не оборудована экспонометром, то вы можете использовать вместо него цифровой фотоаппарат. Например, любая зеркалка выдаст вам на дисплей параметры снятого кадра, которые вы потом можете перенести на настройки плёночной камеры и избежать "пересвета" или "недосвета". Это значительно уменьшит количество бракованных кадров с каждой вашей катушки плёнки.

Ну, и последннее, самое главное, ответ на ваш вопрос.

Как же найти настройки трёх основных параметров на нашей плёночной камере?

1) ISO всегда прописано на катушке с плёнкой:

катушка цветной плёнки Kodak Portra 400 - ISO 400 единиц

2) Выдержка и кольцо выдержек. Зная, что выдержка измеряется в секундах и долях секунды, мы должны найти кольцо с цифрами, похожими на 5", 2",1", 1/30, 1/60, 1/125, 1/200, и так далее. Приведём примеры:

фотоаппарат Praktica LTL3, кольцо выдержек под номером 13
кажется, что-то вроде "Зенита"

3) Диафрагма и кольцо настройки диафрагмы.

По аналогии с выдержкой: ищем кольцо со значениями 2, 4, 5.6, 8, 10, 16 и так далее. Примеры:

В целом, как-то так. Но даже это - довльно коротко обо всём сразу. 

Последний совет, который я вам дам (надеюсь, вы дочитали до этого места): возьмите ваш фотоаппарат в руки. Прочитайте, как он называется. Введите прочитанное в строке поиска и добавьте после этого фразу "руководство, инструкция, описание". Нажмите Enter. Уверен, что вы моментально найдете схему именно вашей камеры, на которой будут обозначены все её детали и их короткое описание. Такие дела.

Мир фотографии - волшебство. Мир плёночной фотографии - волшебство в квадрате. Дерзайте!

Огромное вам спасибо!