Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
3
2 ответа
Поделиться

Если кратко: хорошее стихотворение гармонично вмещает очень много всего поразительного в очень маленький объем и говорит о том, о чем говорит, так, что и не хочется сказать по-другому. А если длинно, то см. ниже.

Проблемы, которые издавна поднимаются в поэзии, не новы, при том их ограниченное количество. Любовь, смерть, Бог, родина, предательство, отчаяние, ну, еще какие-то. То есть, дело тут точно не в новизне темы. С другой стороны, оттого что перечисленные проблемы стары, они совершенно не теряют актуальности, что подтвердит любой человек, который год страдает от неразделенной любви. Поэт может описать и выразить подобные переживания. Хороший поэт сделает это так, что мы полностью прочувствуем их прочувствуем, содрогнемся (или, наоборот, успокоимся), увидим их как что-то совершенно незапыленное и важное, проникнемся сочувствием к лирическому герою, узнаем свои собственные чувства. Хорошее стихотворение - которое не оставит равнодушным, навсегда тебя изменит. Оно честное, без сглаженных красивеньких краев. По прочтении нет чувства, что этого стихотворения могло бы и не быть, мир без него не стал бы хуже. Наоборот, жизнь кажется более осмысленной.

Но все перечисленное очень субъективно. Допустим, мы согласимся, что Блок и Мандельштам - хорошие поэты, но кого-то вставляет Блок, а кому-то близок Мандельштам, но это не умаляет мастерство ни того, ни другого.

С точки зрения формы тоже можно назвать несколько параметров, но тут опять могут быть разные мнения. Перечислю те, которые мне кажутся важными и которые я сама прочувствовала.

Хорошее стихотворение - это крайне лаконичное произведение искусства. В нем сказано столько, сколько надо и его невозможно сократить (мы говорим о лирическом стихотворении, не о поэме или романе в стихах). Из него нельзя выкинуть ни одной строчки и ни одного слова - стихотворение сразу развалится. Слово "для рифмы", размытая, ничего не значащая строка - признак низкого качества (но не всегда). Рифмы в хорошем тексте не банальны и часто сами по себе несут смысл - например, резюмируют смысл произведения, заключают в себе шутку, словесную игру.

Размер стихотворения (это когда например, "Выхожу один я на дорогу..." Лермонтова и "Гамлет" Пастернака можно спеть на мотив "Катюши" - они одного размера, а "Silentium" Тютчева нельзя спеть на этот мотив, оно другого размера) - тоже важная вещь. Некоторые русские размеры имеют смысл (те стихи, которые можно спеть на мотив "Катюши" объединяет т.н. "тема пути" в самом широком смысле, но скорее в смысле жизненного). Традицию можно поддержать, ей можно противоречить, но ассоциации не должны путать читателя, если только так не задумано. Скажем, если вы пишете стихотворение о походе в магазин этим самым размером, это должно в большинстве случаев значить, что вы добивались комического эффекта, а не то, что так вышло случайно. Секреты от клуба интеллектуалов Что нужно знать, чтобы выиграть в передаче «Кто хочет стать миллионером?»Почему у кого-то эта картинка двигается, а у кого-то нет?Почему ответ 30? 1+1+1+1+1 1+1+1+1+1 1+1х0+1=...Больше интересных загадок

Средства выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.) должны быть яркими и незамурзанными (кроме довольно многочисленных случаев когда хороший поэт специально к таким прибегает, но делает это грамотно и сбалансировано). Не знаю, стоит ли упоминать, что хороший поэт говорит то, что хотел сказать, он прекрасно знает родной язык и виртуозно им владеет, не допуская ляпов, непреднамеренных семантических сдвигов. Мне кажется, хорошее стихотворение - это повод восхититься языком, на котором оно написано, потому что ты читаешь и понимаешь "да, это вот оно, вот почему он красивый, остроумный и звучный".

Хороший поэт не оторван от традиции, не плавает где-то в непонятном месте. Чуть ли не каждый поэт заявляет, что он покончил с традицией, но внимательного читателя не обмануть. Традиция в стихах таких поэтов прослеживается чуть ли не сильнее, они просто придумали, как ею по-новому пользоваться.

Хороший поэт обязательно ведет беседы со своими предшественниками и современниками, и следить за этим очень увлекательно. Хороший поэт - выразитель времени, в котором живет, даже если кажется, что он пишет только про любовь или лес.

На свете нет науки, которая бы четко отделяла хорошие стихи от плохих. Стиховедение обнажает скрытые смыслы, описывает техники, но редко пытается оценивать стихи, хотя существуют, например, понятия силы и живучести текстов / строк. Тексты встраиваются или не встраиваются в канон, у нас есть свидетельства современных автору критиков и других поэтов, есть какое-то в воздухе витающее общее мнение, мнения известных людей, случаи, когда тексты оказываются "в нужное время в нужном месте". Плохие стихи отсеиваются, и тут вовсю играют роль перечисленные мной вещи.

Я думаю, чтобы уметь оценивать стихи (понимая всю субъективность этих практик), нужно много читать, изучить тексты признанных авторов, понять, какие стихи нравятся, а какие - нет. Этих признанных поэтов много на любой вкус, не обязательно насиловать себя, если не пойдет. Потом можно переходить к текстам никому не известных поэтов. Тогда уже будет какой-то набор критериев для оценки.

предыдущий ответ не включает несколько технических параметров, на которые тоже можно опираться. 

Гармоничность изложения - есть ли нарушенности ритма, стиля в общей картине стихотворения. Я говорю про следование автором принципу упорядоченности рифменной схемы, многие начинающие авторы хотят сказать многое, перескакивая неоправданно из стиля в стиль, тогда теряется слитность "полета мысли".   

Словарный запас автора. чем он выше, тем более сочным может выглядеть повествование.

Некоторые общие правила создания стихотворения, вроде - начало каждой строфы с союза или междометия. Если в смысле текста нет осознанного перечисления, то союз перечисления ("и") может появляться реже. Так же и с союзом противопоставления ("а"), который часто используют даже в перечислениях.

Конечно, есть еще "графоманские" маркеры, играющие как в плюс, так и в минус: например игровые стихотворения, строки которых начинаются с определенных букв или одной и той же буквы. чаще всего это малочитабельное чтиво. Но иногда такое стихотворение легкое и свежее, нет ощущения "тяжести" прочтенного текста.

Даже такой графоманский маркер, как построение формы текста, помните, может, "евгения онегина" (сонетная форма, три катрена и заключительное двустишие) - это характеристика качества стихотворения. Появившиеся стишки "пирожки и порошки" как раз пример эволюции формы стиха, некоторое время назад были популярны лимерики. В них тоже задана форма. Если стихотворению удается держаться в заданной форме - это может говорить о качестве. 

Почему я называю графоманскими перечисленные выше качества - потому, что для придания стилистики форме текста иногда уже почти готовое стихотворение переписывается или переделывается чуть ли не полностью.

Еще один маркер качества общего творчества автора. Это уже относится к нескольким произведениям, вышедшим из под одного пера. Если в текстах много самоповторов, самоцитирования, компилляций предыдущего творчества, то, в общем, это может вызвать скуку и ощущение: "я это уже много раз читал". Но этим "грешат" даже самые мастеровитые авторы, неоднократно используя эффектные элементы. Это относится и к живописи и к музыке. Однако, если это не бросается глаза, я не вижу в этом чего то плохого. Но тут уже речь об общем творчестве автора, это выходит за рамки обсуждения текущего вопроса. 

Ответить