Можно ли считать режиссера только человеком-функцией, если он не является сценаристом фильма?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
7
5 ответов
Поделиться

Помню, когда училась на первом курсе во ВГИКе и нужно было снимать первый короткий этюд, меня поставил в ступор вопрос раскадровки. Какую крупность выбрать? Какой угол съемки? Какую длительность плана? и т.д. Мой приятель со старшего курса сказал тогда: "Можешь не париться. Хочешь, обратись вот к этому художнику, он тебе такую раскадровку нарисует, что бери и снимай". Тогда я зашла на сайт этого художника и увидела там примеры его работ: массу раскадровок, сделанных профессионально и круто, по ним, действительно, сразу становилось понятно, как снять и смонтировать сцену. Вся режиссура - вот она, в этих прямоугольничках. Одна проблема: раскадровки всех его фильмов выглядели одинаково.

Бывают случаи, когда в фильме режиссерское решение как бы не видно, все снято как бы "естественно", и тогда мы замечаем сюжет, но не замечаем кадры. Это мастерство. И это сложно. Режиссер-функционер с этой задачей не справится.

Любой человек может быть "функцией", выполняя свою работу по шаблону, выдавая стандартные решения, при этом свою творческую энергию направляя на какие-то иные, личные задачи. Можно написать шаблонный сценарий, можно выстроить шаблонную мизансцену, можно шаблонно снять и так же уныло смонтировать. Большая часть рекламных роликов и телесериалов - яркое тому подтверждение.

11
-1
Прокомментировать

Смотря что вы подразумеваете под понятием "человек-функция". Я считаю, что у каждого человека на съемочной площадке есть свой функционал. И именно взаимодействие всех участников помогает создавать шедевры.

Если говорить простым языком, то сценарист создает "ЧТО" будет на экране, а режиссер "КАК" это будет на экране. И это две разные задачи. Вспомните именитых режиссеров, которые имеют свой собственный стиль: Хичкок, Кубрик, Тарковский, Тарантино, ну и позволю себе поставить в этот список любимого Уэса Андерсона. А теперь представьте, что им всем поставлена задача снять "Красную Шапочку" или "Ромео и Джульетту". Сюжет один, воплощение у всех режиссеров будет абсолютно разное.

В этом и есть прелесть режиссуры - твой собственный угол зрения на проблему.

7
0
Прокомментировать

Нет. Сценарий - это отдельное ремесло, со своими законами жанра и тонкостями. Не всегда хороший режиссер может написать грамотный сценарий. Тут скорее стоит обращать внимание, как режиссеру удобнее работать: иногда он чувствует комфортнее, когда сам пишет сценарий, иногда нет.

Про самого режиссера (если речь о более-менее большом кино) - цель фильма не только повествовательная. Сценарий - лишь один из элементов, с которыми работает режиссер, также как и камера, звук, дизайн, монтаж, свет, cg и т.д. Режиссер со всем этим тоже не работает напрямую, ну и что? Вам же надо не только сюжет донести, но еще и снять "произведение искусства", это же не репортаж.

Поэтому сводить фильм просто к сценарию, или просто к картине, или просто к чему-то отдельному - неправильно. Кино - на то и кино, что это сочетание много чего, и цель режиссера соединить это все в какую-то массу, куда можно вложить свое видение, свои идеи.

Еще важно понять, что кино - это почти всегда НЕ театр одного актера, в отличие от живописи, например. Нельзя сказать, что фильм - это произведение искусства только лишь режиссера. Зачастую роль оператора или монтажера играет чуть ли не более важную роль в общей картине, чем работа режиссера. Представьте, например, Birdman без лонгшотов Чиво, или Whiplash без монтажа Тома Кросса. Это как The Doors без Манзарека, т.е. Джим-то, конечно, попафоснее, но без Рэя он бы давно спился.

3
0

Бердмэн без чьих, простите, лонгшотов? Там вроде Любецки в операторах числился:)

0
Ответить

Чиво - это его псевдоним, его почти все так называют во всяких интервью и бэкстейджах. Вот, кстати, его инстаграм: https://www.instagram.com/chivexp/

+1
Ответить

ясно, спасибо за пояснение и наводку на инстаграм-аккаунт:)

0
Ответить
Прокомментировать

Соглашусь с Дарьей. И добавлю от себя: режиссер - тоже человек) И съемочный процесс, как у телевизионного сериала, который увидят  миллионы людей, так у YouTube ролика - штука очень зависящая от каждого участника. От его (их) человеческих(!) качеств. Функции и границы должностных обязанностей конечно есть - всё же это производство. Но огромное значение играет эмпатия всей съемочной группы. Взаимопроникновение специалистов разных цехов в работу друг друга огромно! Подготовительный период похож на комплексные тренировки, съемка - на быструю игру в волейбол, а монтаж - на сочинение. И самым групповым из этих сравнений является именно съемка - процесс коллективного труда с максимальной  степенью концентрации на работе абсолютно всех!

Да - и один человек с камерой может снять фильм про самого себя. Но как только в кадр на секунду попадет другой человек, авторов станет двое. И это не шутка и не преувеличение - попробуйте сами что-нибудь снять.

1
0
Прокомментировать

Ну, тут уже режиссеры высказались, я тогда свои 5 копеек подкину. 

Итак, я бы начал с того, что невозможно подойти к материалу, который надо снимать чисто функционально (кадр, техника, угол и так далее). Просто потому что я, как режиссер, только читая текст уже начинаю его визуализировать в своем воображении. Лица, моменты, движения, интерьеры, детали... (а если еще музыку слушаешь при этом, то и "подыгрывать" начинаешь, чуть-чуть проживать отдельные эпизоды). А потом блокнот-блокнот-блокнот... И это только первый этап работы. Визуализация. Уже не просто функционал, а творческое начало. Да, сценарий не мой, но вижу-то я своё. И отсюда начинается... 

Текст, написаный сценаристом может и должен подвергаться режиссерким правкам. Это мое мнение и это второй этап. Все остальное потом (кастинги и подбор съемочной бригады). Садимся за материал с ручкой и блокнотом с первого этапа и начинем править, искать, решать, отказываться, дополнять. Уже не функционал, а продолжение творчества. Глубже в материал- больше решений и правок. 

Все остальное потом... съемки, запись, монтаж, цветокоррекция... все потом. Но только на примере двух этапов можно увидеть, что нет, нельзя считать режиссеров людьми-функционалами.

Stan Kazakovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью