Толик Силин
март 2017.
1760

Могут ли языки стать атавизмом в процессе эволюции человека?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
5 ответов
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Смотря что мы имеем в виду под языками. Вербальное общение, грамматическую конструкцию определенного рода, языковое разнообразие или вообще обмен информацией.
Вербальное общение вполне может стать атавизмом, если на то появятся причины. Не только скорость, но и удобство или необходимость. Например, люди переселятся под воду и будут общаться жестами, чтобы не тратить энергию на передатчики. Или все мы будем чатиться и однажды перестанем говорить. Всякое может быть.
Конструкции, правописание и само понятие языка как системы слов уже расширяется. Ситуация похожа на то, что случилось с книгами. Бумажные книги покупают все меньше, но книги никуда не делись, потому что текст на экране компьютера - это все тот же текст, с его идеями и смыслами. Так и язык. Он теряет некие догматические правила, приобретает дополнения в виде символов, смайлов и мемов. 
Общаться же люди не перестанут никогда. Даже если мы перейдем на телепатию и часть слов заменят образы, то различные философские или математические понятия мы вряд ли сможем ими передавать, либо нам придется придумать некие условные образы и создать символьный, а не словесный язык.
Думаю, можно говорить о конвергентности и о том, что понимания общения меняется. В письменной речи мы используем символы, картинки, вставки мелодий или цитаты и полуцитаты, перешедшие в мемы. Развитие полным ходом, хотя возможно, в его ходе атавизмом станет наше современное понимание языка. Об особенностях вашего организма Какими опасными болезнями я могу болеть и при этом не знать, потому что они протекают первое время незаметно?Может ли в действительности человек не спать год, как в фильме «Машинист»?Наука говорит, что все клетки организма меняются за 2 года, тогда почему остаются татуировки и шрамы?Узнать больше

Насколько я знаю, в лингвистической теории есть два основных направления:

1) теория универсальной грамматики Хомского говорит о врожденных языковых способностях человека, которые не зависят от культуры, уровня развития, цивилизационных особенностей и т.п.;

2) теория лингвистической относительности Сепира-Уорфа, в которой утверждается тесная связь структуры языка и мировоззрения, методов познания мира носителем этого языка.

Из обеих гипотез не вытекает возможность утратить язык в процессе эволюции. Если основа языка действительно универсальна, то никакие эволюционные процессы не должны ее изменить. Может изменится (и постоянно меняется) внешнее "проявление" языка, например орфография, пунктуация и т.п. 

Если же язык тесно связан с когнитивными процессами, то он тоже не должен исчезнуть при условии, что человек не утратит способность к творчеству, логическому мышлению, научному познанию мира. Несмотря на постоянные заявления, что новое поколение уж точно тупее предыдущего, никакого интеллектуального коллапса у нас пока не наблюдается, так что и язык как основа коммуникации и средство познания мира никуда не денется.

Я думаю нет и вот почему: что делает человека человеком? Наличие у него сознания, произвольность поведения и т.д. А сознание в свою очередь формируется путем присвоения индивидом культурных средств т.е. знаковых систем (языка). Благодаря присвоению человеком языка и возможны чисто человеческие феномены: произвольность, осознанность и т.д. Об этом вся культурно-историческая теория Выготского.

Мы в процессе жизни как бы погружаем "в себя" целый мир в форме понятий, значений, формируется внутренний план в котором мы можем мыслить, воображать. Мы мыслим понятиями, значениями. Значение - это как бы свернутая в материю языка идеальная  форма существования предметного мира.

Поэтому, нет языка - нет человеческого в человеке. Как-то так.

Показать ещё 2 ответа
Ответить