Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Плагиат в православии расценивается, как смертный грех? Ведь, это, по сути, кража.

ОбществоРелигияПравославие
Milana Moko
  · 304
Сотрудник Научного центра истории богословия (ПСТГУ)  · 5 апр 2016

Плагиат рассматривается не совсем как кража. Просто потому что кража - это когда где-то что-то было, а где-то не было, а потом кто-то взял и ситуация диаметрально изменилась. В церковной традиции довольно интересная история отношения к категории авторства и авторского права. Так, например, в древности авторы богословских произведений подписывались именами своих предшественников, чтобы придать авторитет своим суждениям и подчеркнуть преемственность. Современное представление об авторстве возникает в 15-17 вв. (См.: Барта "Смерть автора"), до этого, напротив, внесение чего-то нового в традицию рассматривалось как искажение, а повсеместным было представление о необходимости транслировать то, что уже было написано ранее, желательно без упоминания о себе. Таким образом, отношение Церкви к плагиату обусловлено её отношением к проблеме авторства. Например до середины 19 в. учёные представлявшие духовные академии, если они не были в священном сане, вообще публиковали труды без упоминания о себе (когда это стало осложнять научную коммуникацию, такую практику прекратили). Считалось, что только лицо в священном сане, прежде всего епископ имеет право высказываться публично. Но и в этой ситуации он говорит не от себя, а от лица Церкви. Поэтому и до сих пор считается вполне нормальным, если учёный пишет труд, например историю храма или епархии, а публикуют её от лица епископа, как публичной фигуры, представляющей Церковь. Само же представление о том, что конкретный человек может присвоить себя право собственности над знанием (будь то формула, историческая личность, или технология) чуждо церковному мировоззрению, и может рассматриваться как стремление к наживе или удовлетворения тщеславия. Собственно, равно как и чрезмерное влечение к материальным благам. Вместе с тем, в современной ситуации, когда представители Церкви участвуют в научной и общественной коммуникации на равных правах со всеми остальными, конечно, плагиат является недопустимым. Потому что противоречит самим принципам научной коммуникации, в рамках которой происходит обмен знанием. Более того, хотя это и не кража, в прямом смысле - это тщеславие, т. е. ситуация, когда человек хвастается достижениями, да ещё и не им полученными, что является более чем предосудительным. В общем, в Церкви плагиат рассматривается и осуждается скорее как нарушение правил игры и тщеславие, чем как кража.

Спасибо за развернутый ответ)