Такой платеж ввести реально, но это не является эффективным способом перераспределения финансовых ресурсов. Сбор и распределение денег — процесс затратный. Когда государство собирает налоги, то возникают прямые и косвенные издержки. Прямые издержки — это затраты на содержание налоговой службы, время, затраченное фирмами и населением на заполнение налоговых деклараций, и так далее. Косвенные — это потери, связанные с тем, что экономические агенты изменяют своё поведение вследствие налогов.
К примеру, если государство забирает у вас 30% доходов, то вы за дополнительный час работы получаете только 70% от того, что могли бы получить в безналоговой экономике. Поэтому вы можете принять решение не работать дополнительный час, потому что это вам станет невыгодно. Итого — вы не создадите стоимость на 100 рублей и государство недособерет налогов на 30. При распределении денег тоже возникают потери. Нужно организовать службу, вести базы данных получателей, создавать региональные подразделения и так далее (для примера посмотрите на административные затраты Пенсионного фонда).
Чтобы собрать 1 рубль налогов, государство должно потратить 20 копеек, а чтобы выплатить 80 копеек, нужно потратить еще 20 копеек (все цифры в примере условны). На выходе получаем: потратили 1 рубль, а до конечного пользователя дошло 60 копеек. Чем распределять нефтегазовые доходы, выгоднее сократить налоги на другие сектора.
Если есть задача помочь малообеспеченным людям, то лучше отменить подоходный налог, например, с зарплат до 30 тысяч рублей, а нефтяные и газовые прибыли использовать как замещение выпавших от подоходного налога доходов. Эффект будет похожий, только мы избежим потерь при сборе налогов (подоходный налог с малообеспеченных не нужно собирать — соответственно, государство может не тратить на это ресурсы) и при распределении (не нужно будет создавать дополнительное министерство или ведомство, которое будет заниматься выплатой каждому своей доли).
В итоге, если отменить налоги с малоимущих, можно существенно увеличить реальную помощь им, так как людям по сути всё равно, заплатили они 5000 рублей налогов, а потом получили 5000 рублей помощи, или они просто не заплатили налоги с самого начала. Однако если не заниматься сбором-распределением, можно сократить налоги, к примеру, на 7000, потому что экономике не придется тратиться на содержание излишних государственных структур по сбору-распределению денег.