Вячеслав Кожупов
апрель 2016.
2836

Как определить, инфантилен ли я?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
3 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

"Инфантильность" - если это не сугубо медицинский термин, и там грубое поражение именно гормонального аппарата, а за ним - отставание в формировании тела, и пр., - то термин крайне неточный, расплывчатый.

Обычно так "ругаются" на поведение, явно не соответствующее ожидаемому для возраста. Например, так могут сказать про 40-летнего мужчину, который живёт за счёт пенсии своей мамы, и с её шеи слезать не планирует. 

В остальных случаях "инфантильность" может быть и метким наблюдением со стороны, - и злой дубиной в лапках манипулятора (чаще -рши), которая хочет засадить чувство вины, очень годное для того, чтобы человеком сподручней управлять. Ну или просто сделать побольнее, себе на радость.

Точно так же и в понятие "зрелость", "зрелый человек" разные люди пихают ровно то, что в их личной голове творится про "настоящую зрелость".

Я бы вообще не советовал думать о себе в терминах "инфантильности/ не инфантильности", именно потому, что термин слишком туманный.

Уж тогда конструктивнее - "самостоятельность/ не самостоятельность". Тут хотя бы есть сколько-то внятные критерии. Живёте на своей территории и на свои деньги - скорее всего, вы самостоятельны. Хотя бы один из этих критериев не соблюдается - значит, по факту зависите от кого-то.

Но это не про инфантильность.

Инфантильность - это сознательное или неосознанное стремление остаться в детстве, когда ни за что не отвечаешь, живёшь эмоциями, как "есть". 

Взросление же подразумевает определённое планирование жизни и подчинение этому самому плану, а, следовательно, это контроль над собственной жизнью, решениями, выбором. Отмечает также взрослость и "чувство взрослости". Эти два понятия хоть и связаны между собой, но имеют разное значение. Например, чувство взрослости возникает у подростка, который стремится заявить о себе и прилагает усилия, чтобы его перестали считать маленьким ребёнком. Он требует роли взрослого, но реализовать себя в полной мере еще не может. 

Таким образом, я предлагаю оценить себя именно с позиции совокупности критериев взрослого и ребёнка:

Взрослый - может и берёт на себя ответственность за различные ситуации, не боится проблем, обладает навыками планирования и организации собственной жизни.

Ребёнок - сильная, патологическая связь с родителями, нежелание брать на себя ответственность, выбирает тактику побега от проблем, не может планировать финансы и траты.

Больше на эту тему можно почитать у Эрика Бёрна в его Трансакционном анализе - о социальных ролях взрослого и ребёнка.

"Детское" ("инфантильное") и "взрослое" поведение - отживающие категории. Это искусственное разграничение, которое появилось примерно в 17 веке, вместе с появлением доступного образования и представления о ценности образования. До этого дети работали, подписывали указы, женились с того момента, когда становились физически способны это делать. Так что детство расценивалось как переходный период, не ценный сам по себе. Затем образование стало "отсрочкой" полноценного существования индивида, продлением зависимости от родителей: позволением не работать, не решать за себя до какого-то возраста, не заботиться о себе, поскольку нужно получать образование (а в 19-20 веках уже *необходимо* получать образование). В 20-м веке из-за большого внимания "образовыванию" населения и насильного обучения всех, детство и молодость стали постепенно рассматриваться как самоценный период, который нужно прожить с пользой, какой-то особенный эпизод жизни человека, который еще и лучше чем все остальные (много энергии, не нужно думать о насущных проблемах, много интереса к жизни, много увлечений). 
Но наука развивается, период обучения продлевается, и вот уже сейчас всей жизни не хватит, чтобы изучить все, придуманное и открытое человеком. В то же время информация становится общедоступной, человек живет в информационном потоке: он может обучаться бесконечно. Перестает быть чем-то зазорным для взрослых заимствовать "детские" увлечения: смотреть мультфильмы, играть в игры и т.д. С другой стороны, у детей все больше прав, к их мнению прислушиваются, перестают считать неполноценными личинками. Постепенно и зависимость от родителей вновь начнет существовать лишь постольку, поскольку этого требует природа, физическая неспособность ребенка жить самостоятельно. Категории "детского" и "взрослого" поведения имеют смысл только там, где человек строит свою жизнь по традиционным схемам, делит ее на этапы в соответствии с традиционными представлениями (школа-университет-работа-женитьба-дети). Вне традиционных представлений они перестают что-либо значить. 
По сути, все старые категории со временем становятся равноценными, так же, как любые увлечения, вкусы - кого волнует, кто играет в кукольный домик в 21 веке, где все становятся друг другу чужаками и система навязывания ценностей и понятий перестает работать в больших городах? Личность разнообразна, индивидуализм процветает - какая старая юнговская или просвещенческая линейка подойдет, чтобы ее измерить? Разве что новые появятся.

Ответить