Karina Stepanova
февраль 2017.
11063

Почему трамваи - это романтично, а автобусы и троллейбусы - нет?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться
Ответ партнёра TheQuestion

О! Я! Я знаю!!

 Я живу в Праге, а в Праге трамвай - это местное божество и гордость чехов. Я езжу на трамваях каждый божий день, поэтому неизбежно все эти годы думаю о том, почему же трамвай настолько романтизирован и почему он считается лучше других видов транспорта. 

Так вот, дело не в железках, не в чух-чух, и не в вагоновожатом. Облик и звуки трамвая сейчас как раз максимально приближены к автобусу. 

Дело в том, что трамвай едет по рельсам. И это придает трамваю две особенности: 1) он не едет в потоке машин, не встает в пробки, он сам по себе. То есть в нем и не опоздаешь никуда, и чувствуешь себя королем. 2) Когда я сижу в трамвае, у меня возникает самое мощное чувство покоя и отрешенности, с самым лиричным и мечтательным погружением в смотрение в окно. Потому что я точно знаю, что трамвай НЕ СЪЕДЕТ С РЕЛЬС! Он к ним приделан. Он надежен и предсказуем, как карусель с лошадками. Поэтому в трамвае тебя полностью покидают тревоги и ответственность взрослого человека. Трамвай тебя везет, трамвай всё решает, а ты становишься беззаботным. На эти 15 минут поездки ты - дитя.

Тут всё довольно сложно, и одновременно ясно как божий день.

Автобус это что за аппарат, по факту это автомобиль регулярный, в который напихали шпрот всех мастей. Троллейбус, по факту, то же самое, только без элепездричества с места не сдвинется, ещё и звуки эти калят, когда он усами по веткам перестраивается.

Теперь к трамваям.

Все дело в так называемых "тыгыдыгах". 

Трамвай это тебе не автобус, и уж тем более не троллейбус сраный. Он вобрал в себя всё лучшее от общественных банок, и поставил свой кузовок на рельсы.

Теперь к вышеобозначенным "тыгыдыгам". Когда едешь на трамвайчике, булками, как правило, упираешься в металлическое седло. Ну сейчас в продвинутых городах наверняка все стулья тканью мягкой обшили, но вот у меня в Сибири до сих пор старенькие из чистого металла. 

Трамвай, по мере передвижения по рельсам, издает нехилослышный такой "тыгыдык", а металл, он проводник хороший, сидя на стуле рядом с прекрасной Матильдой/Ковалером ордена Охоты крепкой, ты понимаешь, что ваши с ней/ним сердечки бьются в унисон, ну а заключительным звеном в вашем трио становится трамвайчик.

И вот, вы вдвоем уже не просто пассажиры, а единый трамвайный организм. 

И тут ты выкупаешь, что ваши сердечки бьются в такт с тем самым "тыгыдыгом".

Обнял.

Ромчик Самосвалотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Все дело, на самом деле, в Гумилеве. 

Трамваи в России появились гораздо раньше, чем автобусы и троллейбусы, и раньше попали в  область высокой культуры, в том числе и как поэтический образ. А в 1919 году Николай Гумилев написал небезызвестную балладу "Заблудившийся трамвай", и тут, по выражению другого писателя той эпохи, "все заверте...".

Эффект был сопоставим с "Gangam Style" в наше время. Вся молодежь знала эти стихи наизусть. Сохранились воспоминания, как в трамваи вламывались пьяные юноши, громко декламировавшие это стихотворение. Писать о трамваях сразу стало сверхмодно, хотя из современников Гумилева вряд ли кто-то переплюнул. Эффект был настолько сильным, что до сих пор очень сложно породить что-то "трамвайное", не оглядываясь на ту балладу. Потом о трамваях написал Пастернак в "Докторе Живаго", и еще ряд современных авторов. Из последнего припоминается, например, одноименный цикл Воденникова:

А вот с автобусами и троллейбусами в русской культуре нет таких четких ассоциаций, поэтому трамвай в "романтичности" дает им всем большую фору. 

Показать ещё 1 ответ
Ответить