Мелани Бачина
Алексей Медведев
февраль 2017.
13452

Правда ли, что в Сибири внутри университетской среды бродят опасные для нынешней власти настроения?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
5
5 ответов
Поделиться

Как представитель той самой университетской среды Сибири, могу с уверенностью сказать - "опасных" настроений здесь не больше, чем в среднем по России. Достаточно много тех, кто недоволен нынешним положением дел в политике, в экономике, в обществе, есть и те, кто, говоря о проблемах страны, не забывают критиковать власть, но говорить об опасности этих настроений для власти было бы преувеличением. Тех, кто готов активно действовать (то есть хотя бы ходить на митинги, писать петиции и вообще проявлять активную гражданскую позицию), здесь немного (хоть и больше, чем среди большинства других групп населения), а тех, кто был бы готов бороться против власти силовыми методами, практически нет. 
P.S. Упомянутое в другом ответе движение сибиряков к настоящему моменту практически сошло на нет. Надо полагать, свою роль в этом сыграло присоединение Крыма и вновь появившаяся на фоне этого идея о том, что мы - единая и великая страна. Идут дискуссии о том, насколько эта идея соответствует или не соответствует реальному положению дел. Впрочем, это уже совершенно другая история.

В 2015 году окончил один из томских технических вузов (ТУСУР). Мне довелось побывать на одном из собраний студсовета одного из общежитий, это было в 2010-2011 гг., т.е. в самый пик протестного движения в России. Это собрание состоялось непосредственно перед местными выборами. Так вот, на нём явно агитировали голосовать за ЕдРо, обуславливая это довольно расплывчатыми аргументами, дескать, "так будет лучше для всех нас". Я же резко высказался против этой инициативы. Один-единственный. Стоит ли говорить, что больше я на этих собраниях не появлялся?

Таким образом, можно предположить, что даже в то время, когда протестные настроения в России были особенно сильны, руководство томских вузов (в данный момент я говорю именно о своём городе) довольно успешно эти настроения пытались подавлять. А следовательно, они почти не представляли угрозу для власти. Более того, когда в ректорате сидят партийные ставленники (а сейчас я говорю про ТПУ, его ректор господин Чубик является, по моим данным, депутатом областной законодательной думы от ЕдРа), любые отклонения от партийной линии наверняка пресекаются довольно успешно.

Не уверена насчет только университетской среды, но несколько лет назад в Сибири активно действовало движение "Мы - сибиряки". Вот некоторые тезисы об этом движении после небольших изысканий с точки зрения процесса самоопределения нации:

Акция «Мы - сибиряки» была организована накануне переписи населения 2010 года. В ходе акции жителей Сибири призывали указывать свою национальность как «сибиряк».

Акция послужила материалом для социологического исследования. Чтобы ответить на вопрос «Кто такой сибиряк?», социологи выслушали мнения 60 жителей Новосибирска, Омска и Иркутска — 45 «обывателей» и 15 «экспертов».

Деревенская идентичность менее активна. «Сибиряк» как национальный проект возник именно в городской среде.

Идеологи акции убеждены, что сибиряки как национальная общность отличаются говором, ведением хозяйства, бытовыми привычками, мировоззрением и даже внешним видом.

Основной причиной акции названо неравноправие «столичной» России и Сибири.

Недовольные своим положениям сибиряки выделяют следующие проблемы: неравномерно развитую инфраструктуру, излишнюю централизацию, «освоенческий» подход, отсутствие карьерных перспектив, низкий уровень жизни и неконтролируемые миграционные потоки (китайская проблема).

Одним из инструментов самоопределения стал проект сибирского языка (сибирской вольготы), под который был создан сайт http://www.volgota.com/. На сайте представлена грамматика сибирского языка, словарь, переводы. Проект весьма не полон, создание словаря остановлено, грамматика написана достаточно наивно (из главы о системе согласных: «Согласные на конце слова оглушаются (стога - сток), что не показывается на письме. Звуки Ф и даже Ф мягкое произносятся нормально, и ни с чем не путаются. Хотя и случается в некоторых деревнях произношение мягких Ш и Ж, в литературный язык это не входит, Ш и Ж всегда произносятся твердо, и после них всегда пишутся гласные Ы, А, О, У, никогда не пишутся И, Я, ЬО, Ю: мужык, жыр.»).

Об активности отделяющихся самоопределяющихся наций можно судить по интернет-сообществам в наиболее многочисленных соцсетях. Группы сибиряков выглядят «мертвыми».

Занимательно, что в официальных результатах переписи в графе «другие нации» сибиряков нет. Возможно, они попали в «остальные».

Показать ещё 2 ответа
Ответить