Защита авторского права - это необходимое условие, чтобы стать богатым, или выгоднее монетизировать популярность и не ограничивать доступ к своим произведениям?

40142
3
0
31 марта
13:08
Фотография: https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Birulik
март
2016

Авторское право возникает при создании произведения, оно неотъемлемо, и фиксирует тот факт, что у конкретного произведения есть конкретный создатель, который потратил время и труд. Успех и богатство этого создателя вряд ли так уж сильно зависит от того, есть ли у него документ со Свидетельством на авторское право, или документа нет.

Так в 2011 году британцы Radiohead выложили новый альбом в сети, а лишь через месяц выпустили на цифровом носителе. Они пошли по пути известности, а не монетизации: люди скачали альбом, послушали, а потом купили билеты на концерт, купили диски на концерте, купили майки с изображением обложки нового альбома. Финансовый успех Radiohead зависел от их популярности и модели монетизации, а не от того, как они распоряжались доступом к своим произведениям сразу после их публикации.

Исходя из нашей практики, можно сказать, что обычно люди обращаются за защитой своих прав, делая это не для того, чтобы иметь возможность заработать на своих произведениях, а потому что пытаются защитить себя от нарушения прав на свои произведения. Авторы, зачастую, защищают свои права не из финансовых соображений, а потому что им важно оберегать то, на что они потратили много времени и усилий.

Законодательство Российской Федерации не обязывает автора того или иного продукта интеллектуальной собственности регистрировать свои авторские права в уполномоченных на то органах. Авторское право на произведения науки и искусства возникает автоматически в силу факта создания произведения. Есть презумпция авторства, признающая в качестве автора произведения лицо, указанное на его оригинале или экземпляре, пока не доказано иное. В гражданском кодексе есть понятия: право авторства и исключительное право. Статьей 1228 ГК РФ предусмотрено, что автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора.

Что такое защита права? В большинстве своем, это пресечение действий, нарушающих права автора, а также получение возмещения убытков, причиненных такими действиями. Но в 21 веке, при стремительном развитии технологий иногда просто нереально уследить за незаконным использованием произведений (нарушение авторского права). Да и за каждое незаконное использование произведения или фотографии не начнешь судебное разбирательство.

Это же касается и РАО – организации, которая должна защищать права авторов и собирать авторские отчисления. В его работе хватает нюансов, о которых говорил Оксимирон в беседе с Андреем Макаревичем. Ограничивать доступ к своим произведениям – не выход из ситуации, потому что тем или иным образом они будут курсировать от одного пользователя к другому.

Защита авторского права – это не способ заработка для автора, и естественно, это никак не поможет стать богатым, так как защита возникает при нарушении права, которое надо выявить и за которое надо наказать. Естественно, пускать все авторские отчисления на самотек будет неверным решением. Но в сегодняшних реалиях монетизировать авторское право так, чтобы оно приносило стабильный доход – удел не каждого.

К примеру автор песни, который находится где то в Сибири, о котором никто никогда не слышал, выпустил в свет свою песню, отличную песню, под которую здорово танцевать в клубах и т.д., но проблема в том, что данного автора и его песню никто не знает и о нем никто никогда не слышал, и если данный автор не начнет пиарить себя и свою песню, у него есть возможность остаться неизвестным и не получить популярность. А сама популярность приносит большие деньги.

И к примеру другая ситуация, когда автора песни все знают, он раскручен и выход его песни это автоматически очередной успех, тогда без регистрации авторского права на данную песню, он подвергает себя определенным рискам, а сама регистрация авторского права любым предусмотренным законодательством способом принесет прибыль, так как это обеспечит в дальнейшем гарантированное подтверждение возникшего права, и поможет перевести объект из не материального в материальное.

Самый простой способ такого преобразования это лицензирование. Лицензия на использование того или иного продукта интеллектуальной собственности, например, договор автора с издательством, которое продает книгу, а автор получает гонорар с каждой проданной копии. Некоторые компании зарабатывают миллионы на своей интеллектуальной собственности, возьмем к примеру знаменитую компанию Дисней Ленд, за разрешение на использование своих героев компания по лицензионному договору получает миллионы. 

Вы можете задать ваш вопрос юристу Legal.Space в частной переписке, или, если ваш вопрос можно задать публично, - опубликуйте его на TheQuestion, тогда ответ сможете прочитать не только вы, но и все, кому он может быть полезен

17
0
март
2016

Мне кажется, что если единственная цель - "стать богатым", надо попробовать свои силы где-то в других областях. Это может быть бизнес или изобретательство, в любом случае та сфера, которая покрывается областью нынешнего авторского права, довольно далека от задач прямого и быстрого обогащения.
Если речь идет о творчестве, то дело автора решать, что ему ближе: ограничить распространение своего произведения (понадеявшись на денежную компенсацию) или наоборот - разрешить тексту скакать свободно, где захочет (тогда придется проститься с идеей монетизации муз).
Чем больше денег и коллективного труда вложено в создание текста (кино, сериалы, телевизионные программы), тем больше оснований для первого подхода. Но на практике мы видим, что он распространяется и на те искусства, которые не требуют огромных материальных вложений. Результатом таких ограничений будет, например, провал в чтении литературных текстов, охраняемых авторским правом (говорят, именно так обстоят дела в некоторых странах).
Если авторы или их наследники предпочитают возможность обогащения выживанию произведения в памяти читателей, то стоит по крайней мере отдавать себе в этом отчет.
Но в любом случае вопрос "что выгоднее" не вполне корректен. Это - как спрашивать, что лучше греет, теплая шуба или доброе слово.

5
0
март
2016

Мало чего есть добавить к первому комментарию. целую статью написали. 
Если автор изначально ограничивает распространение своего произведения (будь то музыка или книга), то он несомненно теряет очень много. т к сам ограничивает свою популярность. а в таких профессиях заработок прямо пропорционален известности. т е если музыкант пустит свою музыку в широкий доступ, то (пример) 1 000 000 людей его прослушают. 10 000 альбом понравится 100 купят билет у нему на концерт и 10 приобретут дополнительной гарнитуры с логотипом. если же музыкант ограничивает доступ к музыке, то намного меньше людей прослушают его (очень сало кто станет платить, чтобы узнать неизвестного исполнителя). поэтому очень многие испонители сами заливают пиратские копии в интернет. (так история с кассовым фильмом "Дэдпул" - ему дали свет только после того, как промо-ролик просочился в интернет и сразу получил кучу симпатий от зрителей. и очень вероятно, что ролик слил именно сам Райан Рейнольдс - главный герой и продюсер). 

Но авторское право также распространяется на и на другие интеллектуальные изобретения - например патент на производство лекарства. в таком случае владелец патента будет получать пассивный доход (т е просто проценты) за использование его формулы. и как только кончится срок патента, кончится и его прибыль. 
но это еще и является проблемой, т к многие болезни в бедных странах все еще существуют потому, что для них лекарства дорогие,а их страна не может выпускать дешевых аналогов из-за патента на производство.

2
0
Если вы знаете ответ на этот вопрос и можете аргументированно его обосновать, не стесняйтесь высказаться
Ответить самому
Выбрать эксперта