Одно из потрясающих открытий для себя когда-то - что почти у любого поведения человека не одна причина, мотив, а сразу несколько. Причём часть из них человек сам не осознаёт.
Красивый матюг: поведение человека полимотивировано.
То есть, отвечая на ваш вопрос, - скорее всего и то, и другое, и, возможно, психоаналитик нашёл бы что-то насчёт поспорить в лице преподавателя с папой (мамой); здесь же может быть повышение своего статуса в стае (иерархические мотивы) - впрочем, "выпендриться" всегда в том числе об этом, это и "борзеть"; сама "неадекватность" преподавателя, форма её выражения, могла задеть какие-то ваши личные "пунктики" ("комплексы" - вытесненные из сознания страхи по поводу себя): например, страх недостатка ума.
И т.д., и т.п.
В принципе, понимать мотивы своих желаний конечно же полезно.
Но я бы - это не совет, это я о себе, - в такой ситуации сосредоточился бы на двух вопросах:
чего я хочу больше? Повоевать или покоя? ("Правильного" выбора тут нет, это же ваша жизнь, - но войнушка - это уже не покой, - вам веселуха, а преподаватель - мало что неадекватный, так ещё и свой статус будет защищать. Это же берсерк практически!))
Положительные и отрицательные последствия для меня того или другого выбора.
И то, и другое. И, на мой взгляд, то, какой из этих мотивов превалирует, зависит от того, как Вы предвидите развитие событий и их результат. Если заранее понимаете, что изменить поведение препода не удастся, то скорее, это желание выпендриться (спор ради спора). Если же искренне лелеете надежду заставить его задуматься, то это желание справедливости)