Что такое онлайн и оффлайн платежи, и в чем их различия?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
4
4 ответа
Поделиться

Различия между онлайн- оффлайн-платежами кроются в организации информационных потоков между покупателем, продавцом, и банком, где у покупателя деньги лежат.

Оффлайн-платежом иногда называют доисторический платёж наличными деньгами. Мы этот кейс вообще не будем рассматривать — всем известно как это происходит. Да и не совсем правильно называть это оффлайн-платежом.

Итак, оффлайн — это обычный платёж, когда покупатель поручает банку перевести деньги продавцу, указывая номер заказа или договора. У банка есть по закону три банковских дня на исполнение этого поручения, хотя как правило это происходить гораздо быстрее. Когда деньги поступают продавцу, он выдаёт покупателю товар или предоставляет услугу. Иногда ускорить процесс можно, если покупатель предъявляет продавцу документы, о принятом в исполнение переводе, и, доверяя покупателю, оказывает услугу в счёт будущего фактического поступления денег. Как мы видим, ни покупатель, ни продавец не подключены к платёжным сетям. Информацией обмениваются банк покупателя и банк продавца, тогда как эти оба находятся offline.

Для онлайн-платежа нужно, чтобы как минимум продавец (сам или через посредника) был включён непосредственно в информационный обмен, который выполняется в примерно такой последовательности: 

  1. Покупатель оформляет заказ
  2. Продавец выставляет счёт
  3. Покупатель соглашается и вводит некоторые реквизиты (номер карты, пароль, код, дополнительный код полученный через SMS и т.п., чтобы было ясно, что это именно он, а не какой-то мошенник);
  4. Выполняется запрос в банк покупателя, банк подтверждает личность покупателя и, что нужная сумма есть в наличии, и сразу же резервирует (блокирует) эту сумму, о чём и сообщает продавцу;
  5. Теперь продавец может быть абсолютно уверен, что деньги он в конце-концов получит, и отдаёт/предоставляет покупателю всё что надо; (Обратите внимание: никакого платежа еще не было, но уже все практически довольны!)
  6. Банк переводит деньги продавцу в течение всё тех же трёх банковских дней.
  7. По окончании месяца продавец и банк выполняют сверку и устраняют расхождения если они вдруг возникли.
    Каждому банку неудобно интегрироваться с десятками тысяч продавцов, особенно если это одиночный частный предприниматель (а с физлицом это вообще невозможно). По этому на практике между продавцом и банком как правило находятся платёжные сервисы.

Что мы имеем в сухом остатке: при онлайн платеже все участники быстро обмениваются информацией о деньгах. Информация доходит быстро, бизнес идёт без задержек, а реальные деньги могут идти сколько им угодно, но потом требуется сверка — как говорил Ленин (на самом деле нет): «Доверяй, но проверяй!». Да, при онлайн-платежах есть риски, но увеличение оборота их оправдывает.

2
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

К сожалению, четкой терминологии, объясняющей разницу между онлайн- и оффлайн-платежами, нет. Принято считать, что онлайн-платежи проводятся в интернете или с использованием интернет-технологий, а оффлайн-платежи – при использовании наличных средств или других платежных документов.

Примеры оффлайн

Лучший пример оффлайн-платежей – наличные деньги. Вы покупаете товар в магазине и расплачиваетесь наличными. При этом не имеет значения способ оформления самого заказа: вы можете приобрести товар в торговой точке (сразу же оплатив нужную сумму) или заказать в интернете (оплата при вручении курьером).

Другой пример оффлайн-платежей – оплата по счету через банк. Здесь будем рассматривать личное обращение в офис банка. Физическое или юридическое лицо выставляет вам счет, вы посещаете офис (отделение) банка и оплачиваете счет наличными или со своего счета. Аналогичная ситуация касается и других платежных документов. Однако если вы будете оплачивать счет через интернет-банк – это будет рассматриваться как онлайн-оплата.

Оплата картой

Теперь рассмотрим пример с оплатой банковской картой. Здесь более неоднозначная ситуация, при этом возможно 2 варианта:

  1. Вы расплачиваетесь картой в интернете (вводите номер, срок действия, код с обратной стороны и пр.) – это однозначно онлайн-платеж;
  2. Вы расплачиваетесь картой в магазине. Терминал считывает данные карты с магнитной ленты или чипа, после чего направляет запрос в банк на проверку вашей платежеспособности. Если все в порядке – платеж осуществляется. С одной стороны, здесь есть признаки онлайн-платежа (т.к. использованы интернет-технологии), но с другой – эта процедура работы с платежами называется оффлайн-эквайринг.

С вариантами онлайн-платежей все намного проще. Любая оплата, которую вы проводите через интернет, является онлайн-оплатой. Например:

  • Интернет-эквайринг. Это рассмотренный выше способ оплаты покупок в интернете по карте;
  • Мобильные платежи. Оплата покупок, при которой деньги списываются со счета вашего мобильного телефона;
  • Электронные кошельки. Оплата покупок со счетов электронных платежных систем – например, Яндекс.Деньги, WebMoney и т.д.

Мобильные системы

Также в качестве еще одного варианта онлайн-оплаты можно рассмотреть мобильные платежные системы (например, Apple Рay, Google Pay или Samsung Pay). В них используется токенизация платежных данных карт, но при этом вы оплачиваете покупки при помощи своего смартфона, а не пластиковой карты.

Обычно для онлайн-платежей используют банковский эквайринг или различные платежные решения.

В первом случае вы заключаете договор на обслуживание с банком (например, Сбербанк, Тинькофф и пр.), он устанавливает комиссии на каждый вид оплаты (карта, мобильный платеж, ЭПС и т.д.)

Во втором вы заключаете аналогичный договор с платежной системой: Яндекс.Касса, Интеркасса и пр., больше вариантов вы найдете здесь – https://otzyvmarketing.ru/category/platezhnye-sistemy/. Существенной разницы между ними нет, главные отличия заключаются в условиях обслуживания и комиссии.

0
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

Офлайн платеж происходит без обращения к банку, который обслуживает карточный счет, в момент покупки. Банк заранее резервирует на карте сумму, которая может быть потрачена. В момент оплаты данные карты и сумма покупки сохраняются в POS-терминале. Списание средств со счета происходит позже, когда терминал обменивается данными с банком. Карты с этим способом оплаты в России вышли из обращения.

При онлайн платеже обмен данными с банком и списание средств со счета покупателя происходят в режиме реального времени. То же самое касается платежных систем и электронных кошельков для покупок в Интернете – деньги списываются со счета сразу, продавец получает подтверждение платежа при оформлении заказа.

0
0
Прокомментировать

Онлайн платеж - осуществляется непосредственно на сайте интернет-магазина при оформлении заказа. После того, как вы ввели все контактные данные и выбрали способ оплаты "Онлайн банковской картой", либо "Онлайн электронными деньгами" - вы переходите на страницу партнера (банка, либо платежной системы) для завершения транзакции
Оффлайн платеж - при доставке курьер, либо при самовывозе консультант предлагает вам оплатить покупку картой с помощью терминала (это может быть переносной банковский терминал, либо, не пугайтесь, mpos-терминал, подключенный к смартфону)

3
-3

Ответ неверный

0
Ответить
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью