В данный момент у меня есть только один любимый литературный персонаж из произведения, которое я стабильно перечитываю из года в год с моих лет, вроде, 14-ти. Если я приведу несколько строк оттуда, вы обязательно догадаетесь, кто он: "По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой".
Сейчас должно быть обоснование для всех тех, кто не настолько глубоко вникал в произведение и не запомнил описания героя: речь идет о бессмертном Воланде из такого же бессмертного произведения "Мастер и Маргарита".
Собственно, почему именно Воланд, потешающийся над Москвичами вместе со своей свитой? На самом деле, когда я в первый раз прочла произведение, не сразу поняла всех положительных черт повелителя сил Тьмы. Мы привыкли к тому, что зло совершается во имя зла и ни для чего больше. Здесь человеку давался выбор.
Приведу один пример: Маргарита, которая предпочла Мастера любящему её мужу. Собственно, чего она просила у Воланда? Вернуть ей Мастера. В итоге просьба её исполняется.
Каким образом? Если вы внимательно читали произведение, то помните ситуацию, произошедшую в клинике: Мастер умирает. Далее - речь Бездомного, который знает, что в этот же самый момент, на другом конце города умер еще один человек - это женщина.
Казалось бы, что хорошего в поступке Воланда, который убивает сразу двух человек и какая здесь выгода для Маргариты? Очень интересная, на самом деле, выгода:
Она навсегда останется со своим возлюбленным, как сама того и хотела.
У них будет вечный покой.
Ни о чем не узнает муж Маргариты, который просто найдет тело своей умершей жены. Он не узнает о её предательстве, не узнает о том, что она хотела его покинуть, сохранит в памяти лишь прекрасные моменты их совместной супружеской жизни, чего Маргарите втайне и желалось.
Таких событий в произведении было более, чем достаточно. То есть именно Воланд создает положительные условия для будущей жизни, хотя это совершенно не его область. И именно здесь рушится конструкция того, что зло отвечает только за свершение зла.
Такая категория оценки, на самом деле, совершенно глупа, потому как стереотипы в нашем мире берут достаточной высокий верх, а это говорит именно о том, что не нужно судить людей по каким-либо критериям. Человек, о котором вы думаете плохо, может оказаться совершенно другим. Совершенно.
О’Брайен - персонаж из антиутопии Оруэлла "1984". Скорее всего потому, что мы с ним очень похожи по-своему похожи: очень лицемерные люди, готовые на всё для собственной выгоды.
Ещё Владимир Петрович Санин из романа "Санин" Арцыбашева. Мне он просто понравился, потому что являлся моральным нигилистом. Вотъ.
Плюсик за Фаулза.