Yasha Levin
26 января 12:57.
20652

Почему нот семь?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
30
5 ответов
Поделиться

Чтобы ответить как следует, лучше начать со следующей аналогии.

Подобно тому, как человеческий глаз выделяет из всех возможных углов углы "особенные" - прямой и развернутый, ухо выделяет два интервала (расстояние между частотами звуков) - квинту и октаву. На самом деле, разумеется, и зрение, и слух позволяют различить гораздо больше примечательных (и не очень) углов и интервалов, однако приведенные выше - самые отчетливые.

Октава и квинта - это "расстояния" между звуками, частота которых отличается в два раза и полтора раза соответственно. Человеческий слух выделяет эти интервалы среди прочих (почему - тема для отдельного вопроса, придется здесь принять этот факт на веру). Естественно, чтобы получить мелодию, нужно больше нот, и способы разбиения на октаву отличаются в разных культурах. Неизменны только два этих интервала - квинта и октава.

Если говорить о традиционных для нашей культуры двенадцати нотах, то вот откуда они берутся.

Если начать с произвольного звука, скажем, с ноты До, и откладывать интервал, равный квинте (т.е. умножать частоту в полтора раза - методы сделать это существовали еще времена Пифагора), то будут получаться ноты: Соль, Ре, Ля, Ми, Си, Фа#(читается "диез"), До#, Соль#, Ре#, Ля#, Ми# и Си#. Последняя нота совпадает с До, но уже на октаву выше. Последовательность, которую мы получили, называется кварто-квинтовый круг, и именно из нее берутся 12 нот. Чтобы получилась гамма, в более привычном виде, достаточно лишь найти каждой ноте соответствующую ей, одноименную ноту, на октаву (или несколько октав) ниже и выше. Таким образом, мы разобьем на "кирпичики" некий диапазон, и, сыграв ноты по возрастанию мы получим:

До, До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Фа#, Соль, Соль#, Ля, Ля#, Си, До и т.д.

Напоследок замечу, что отвечая на вопрос, мне пришлось слукавить в нескольких местах. К примеру Си# не совсем совпадает с До (см. волчья квинта). Более того, чистая квинта, столь приятная человеческому уху, в современных инструментах практически не используется - вместо нее используют ближайший к квинте интервал, достаточный, чтобы обмануть человеческий слух. Поиск этого интервала - отдельная, уже математическая задача на цепные дроби.

101

Вау!

+6
Ответить

Я нихуя не понял 

+8
Ответить

Ору!

+2
Ответить
Ещё 3 комментария

Есть два стула: написать понятно для публики или написать правильно.

+6
Ответить

Поправочка: 12 звуков. Нот всего 7.

-1
Ответить

так а зачем в октаве еще одна до, разве она не из начала другой октавы?

0
Ответить
Прокомментировать

Строго говоря, у нас нот не 7, а 12 вместе с полутонами (диезами и бимолями).

Все 12 полутонов по высоте (частоте колебания) находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Но, разумеется, звукоряд можно разбить на ещё более мелкие интервалы. И таким образом, нот станет, например, 24, 48 и т.д, разницу между которыми, уловит, далеко не каждое ухо.

Бывают музыкальные инструменты с более мелкой разбивкой звукоряда, чем привычные 12 полутонов. А бывает и наоборот, звукоряды, например, с 5 нотами (этнические инструменты).

40

То что 12 частот, выбранных за ноты, находятся на равном расстоянии - не правда. На логарифмической шкале - да.

0
Ответить
Прокомментировать

Как было отмечено выше, нот действительно 12, а не 7 в современной музыке. А 7 — число ступеней в натуральном звукоряде, наиболее естественно звучащей последовательности нот (например, всем известной последовательности До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си).

В каждой октаве содержится 12 нот. Однако, важно то, что число 12 не является единственно возможным! Просто оно оказалось максимально удобным, максимально точно приближающим все основные музыкальные интервалы. И надо отдавать себе отсчет, что абсолютно вся музыка, начиная ориентировочно с "Хорошо Темперированного Клавира" Баха ограничена выбранным числом нот.

Гораздо более хорошо приближающим музыкальные интервалы является разбиение октавы на 53 ноты. Существуют даже специальные музыкальные инструменты, в которых применено такое разбиение октавы, про них можно прочесть здесь wikipedia.org

Однако, такие инструменты не получили большого распространения и они представляют интерес в основном лишь для теоретиков музыки.

17
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить