Перспектива существовала и в античности. Упразднена и забыта она была в Средние века, потому как средневековое искусство попросту не нуждалось в прямой перспективе. Почему? Потому что в религиозном искусстве изображался не реальный, земной мир, не реальное пространство, а пространство идеальное, горнее. Средневековый художник стремился отрешиться от всего земного, пренебречь натуроподобием - поэтому на иконах, к примеру, мы видим уплощенные фигуры и абстрактный золотой фон.
Когда же искусство в 14-15 веках начало секуляризироваться (обмирщаться), когда художники обратили свои мысли к реальному миру, им потребовался новый, скажем так, интерфейс - как раз эту роль и сыграла перспектива.
Подробнее об этом рекомендую вам прочесть в книге Э.Панофского "Перспектива как символическая форма".