Юрий Князев
март 2016.
2923

Кастовые общества до сих пор существуют? Как они устроены?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
2 ответа
Поделиться

«Мы прокляты уже много веков, не менее двух тысяч лет, – убеждал меня на одной из демонстраций мусорщиков в Дели местный активист. – Мы неприкасаемые, и чистые касты считают нас людьми второго сорта. Индия называет себя самой большой демократией мира, но нас эта демократия не касается».

До сих пор многие индусы верят, что прикосновение или даже приближение к человеку из низкой касты может осквернить. Отношение к нечистым поразило в свое время пришедших на Индостан европейцев. Название одной из южноиндийских каст неприкасаемых, парийяр, даже вошло в европейские языки как «пария» – изгой, униженный. И таких в сегодняшней миллиардной Индии, по официальным данным, около 17,7%, то есть более двухсот миллионов человек.

Проблема даже не в том, что далиты (угнетенные) или списочные (этими политкорректными эвфемизмами принято сегодня называть представителей неприкасаемых каст) более бедные и менее образованные, чем другие жители Индии. Главное, что положение неприкасаемых освящено индуизмом – религией, которую исповедуют около 80% населения страны. Традиционные индусы убеждены: положение нечистых каст дается свыше – за грехи в прошлых рождениях. Мол, жил неправедной и преступной жизнью – теперь отвечай. Отсюда удивляющее своей жестокостью отношение чистых каст к нечистым – ведь индийцы в массе своей не злые люди. Но что ни неделя, в индийских СМИ появляются сообщения, что где-то избили далитов, изнасиловали списочных девушек, изгнали неприкасаемых из общей процессии и т.п.

О причинах появления неприкасаемых до сих пор спорят специалисты. Индийское общество еще в древности разделилось на четыре группы: брахманы (жрецы, ученые люди), кшатрии (воины, властители), вайшьи (земледельцы, торговцы, ремесленники) и шудры (зависимые люди, слуги). В последнюю категорию попали, полагают, покоренные пришлыми ариями местные жители. Но были и те, кто вообще не попал в варновую структуру, вот они-то и стали неприкасаемыми, нечистыми. Впоследствии каждая варна распалась на множество каст, и число их сегодня идет на тысячи.

Исторически каста человека определяется профессией, которой занимается его семья. Есть чистые профессии, и есть нечистые. Ясное дело, неприкасаемые – это прежде всего те, кто делает грязную работу: мусорщики, уборщики нечистот, кожевники (поскольку имеют дело с мертвой плотью), прачки (в Индии это тяжелая мужская работа) и т.п. Но к нечистым кастам в ряде регионов также отнесены ткачи, рыбаки, сборщики пальмового сока, плетельщики корзин, красильщики, даже изготовители стеклянных браслетов или уже упомянутые парийяры (музыканты, играющие на тамильском барабане). Подчас требуется историческое расследование, чтобы понять, почему так случилось.

Каждый член касты обязан выполнить свою карму: пахарь карму пахаря, а кожевник – кожевника. Это касается и неприкасаемых: нагрешил, отсиди свое в мусорщиках, потом, если будешь хорошим человеком, родишься в касте получше. В традиции смена касты возможна только после смерти – в следующем рождении. Древнеиндийский свод правил и предписаний «Законы Ману» гласит: «Лучше плохо исполнять свою карму, чем хорошо – чужую», «Исполняющий чужую карму – грешник».

Конечно, в наши дни правила не столь строги и смена профессии не редкость, только вот печать, что человек происходит из семьи нечистых, будет преследовать всю жизнь. Ни богатство, ни образование, ни профессия не изменят этот статус. Только смерть. И преодолеть эту освященную религией сегрегацию будет посложнее, чем, например, расовую сегрегацию в США – ведь в отличие от индуизма христианство говорит о равенстве. При этом тех, кого многие индусы считают людьми второго сорта по рождению, назвать меньшинством язык не поворачивается – далитов в Индии больше, чем все население России.

Индия получила независимость в 1947 году, и ее Конституция, вступившая в силу в 1950-м, официально отменила кастовые привилегии – все граждане равны. Вот только победить кастовые предрассудки оказалось непросто – списочные в глазах чистых индусов по-прежнему не считаются равными. Поэтому власти составляют кастовые списки, по ним резервируются места в органах власти, на госпредприятиях, в государственных вузах и т.п. Сегодня в список, попасть в который уже мечтают многие, на федеральном уровне внесено около 1100 каст. Так, в парламенте страны из 543 мест 84 места (15,47%) зарезервированы за списочными кастами и 47 мест (8,66%) за списочными племенами (поддерживающими традиционный образ жизни, чистые индусы тоже считают их нечистыми). Резервируются места и на уровне штатов (процент зарезервированных мест здесь зависит от числа членов списочных каст и племен, проживающих в регионе).

Индия очень гордилась этой позитивной дискриминацией: среди далитов появились врачи, учителя, бизнесмены, политики. И вот тогда власти решили распространить эту практику и на другие низкие касты, то есть те, которые хотя и не считаются неприкасаемыми, но стоят внизу социальной лестницы (они были недовольны, что не получают такой поддержки как неприкасаемые, хотя постоянно напоминали, что они тоже бедные и отсталые). В 1990 году правительство принялось резервировать места на госпредприятиях, в вузах, в правительственных структурах и для куда более многочисленных, чем далиты, представителей «других отсталых категорий» (Other Backward Class). Например, в государственных вузах за ними закрепили 27% мест, в дополнение к списочным кастам и списочным племенам, на которые приходится 22,5%.

Вскоре начались проблемы. Точнее, они зрели давно – в индийской прессе много говорили, что система квот и резервирования породила особую далитскую элиту, которая прекрасно освоила эти самые квоты и теперь расставляет на хорошие места и направляет в хорошие вузы своих. А молодежь из чистых каст не имеет таких привилегий.

Эксперты считают, что система резервирования действительно нуждается в реформах, но полностью отказаться от нее не получится – без этого проблему низких каст не победить. Но на деле выходит, что борьба с кастовой дискриминацией только укрепляет древнюю систему в целом, когда именно доставшаяся по рождению каста становится и главным фактором в карьере, и основным принципом самоорганизации общества.

Больше об устройстве каст в Индии на сайте Московского Центра Карнеги

32
0

Спасибо за интересный и информативный ответ! Мне только одно непонятно: как далитов умудряются избивать и даже насиловать, если считается, что к ним даже прикасаться нельзя?

0
Ответить

Евгений, спасибо за ответ! В Индии сейчас около 150 млн мусульман. На них тоже распространяется кастовая система?

0
Ответить

Слышала, что среди представителей "не тех" каст принято переходить в другие религии (ислам и христианство). Так ли это, и как этот переход влияет на отношение к людям?

0
Ответить
Ещё 1 комментарий

Да, многие переходят в ислам. Во первых, по причине долгов арендаторам земли. В этом случае исламское сообщество выплачивает долги обращенных. Во-вторых, существует практика содержания новообращенных на попечении сообщества в течение 3-4 месяцев. В это время люди получают еду, постель и небольшое денежное содержание. Для нищих крестьян, находившихся до того практически в рабстве, это более чем привлекательно. В-третьих, с переходом в ислам исчезает кастовая принадлежность, так как эта религия предполагает равенство людей в отличие от индуизма.

0
Ответить
Прокомментировать

Несколько дней назад я вернулась из Индии, в журнале India Today прочитала о самоубийствах далитов в университетских городках. За год происходит несколько случаев. Причинами самоубийств являются непрямая дискриминация, оскорбления, унижения. Многие студенты и аспиранты, покончившие с собой, были лишены причитающихся им стипендий.

Считается, что кастовую систему в Индии ввели арии, светлокожие завоеватели с севера, примерно 2200-2300 лет назад для того, чтобы управлять огромной разрозненной страной. Сами арии определили себя к браминам и кшатриям, а местных жителей к более низким кастам и неприкасаемым. Можно заметить, что представители высших каст имеют более светлую кожу, что подтверждает эту теорию. Кстати, актеры Болливуда - светлые, а на самом деле большинство населения Индии имеет темную кожу и принадлежат к разновидностям негроидной расы.

Похожая системы существовала в прошлом в Европе, вспомним ремесленные цеха в Средневековых городах, где сын должен был продолжать дело отца. Сословия в России были отменены только в 1917 году.

Когда общаешься с индусами, создается ощущение, что они положение своей касты поднимают на единицу. Воин назовет себя королевским воином. Зубной врач в клинике того места, где я бываю в Индии, называет себя принцессой. В университете она влюбилась в парня из более низшей касты, тоже дантиста. Вышла за него замуж вопреки воле семьи, семья её прокляла и полностью оборвала общение. Это было не так давно, им обоим около 35 лет. Большинство брачных объявлений в индийских газетах отсортированы по кастам, «каста не важна» попадается нечасто.

Еще один знакомый - индус, директор финансовой компании, не мог найти себе заместителя – кандидаты попадались из более низкой касты.

Одной из причин живучести кастовой системы, помимо религии, на мой взгляд, является то, что самоидентификация у индусов связана с кастой и самооценка строится именно на превосходстве над другой кастой.

Трудно сказать, сколько поколений должно смениться и как далеко должен зайти прогресс, чтобы кастовая системы в Индии себя исчерпала.

7
-1
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью