Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём смысл фотографии Андреаса Гурски "Rhein II"?

Искусство и культураФотографияИскусство
Дмитрий Бананов
  · 13,8 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Изучаю историю искусства и ландшафтную...  · 23 мар 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Rhein II — это место, которого нет не только на карте. 

Точка, с которой снят снимок — участок реки под Оберкасселем, на противоположном берегу которого стоит небольшая электростанция. Там есть деревья, фонари, склад, обычный пейзаж европейской равнины. Всё это ушло со снимка. Главный аспект Rhein II — не в том, что это пустота, а в том, что эта пустота искусственна.

В целом мотивация Гурски тут близка мотивации Гюго при написании "Собора Парижской Богоматери": центральной осью цивилизационного эпоса оказываются не личность, не событие, а место. В данном случае —Рейн, пересекающий шесть государств центральной Европы, основа тысячелетнего промысла, границ, путей сообщения, река, которая давала жизнь, когда из неё брали воду, и отнимала жизнь, когда в неё падали и тонули. Река как основа цивилизации, но не являющаяся её частью.

И ничего этого на фотографии нет. Гурски, всё творчество которого основано на множественности и количественности, не просто не включил что-либо в изображение реки, а напротив, всё с него удалил. Объектом цивилизационного эпоса стало место, которого не существует.

Надо сказать, у Гурски сложные отношения с темой природы. Природа была первой темой, с которой он начинал — снимки горных Альп, на которых редкие люди становились фактически частью пейзажа — и это почти единственная тема, где ему приходится снимать с себя должность нейтрального глаза на недосягаемой высоте, и вносить в что-то сугубо личное. В отличие от большинства работ Гурски, "Rhein II" — не столько о цивилизации или природе, сколько об отношениях с миром.

В этом смысле — интересно, что в отсутствие и цивилизационного контекста, и общего природного хаоса — река сама начинает казаться ненастоящей. Этот Рейн не просто без человека — он без ничего. Инженерная прямота и стерильность делают место искусственным.

Это можно трактовать по-разному: можно как умолчание, можно как эпистемологический скептицизм, можно просто как сугубо формальное решение. Думаю, это та часть, над которой зрителю следует работать самостоятельно.

У меня есть ещё один вопрос - кто вы? Прямо захотелось встретиться, включить диктофон и записывать всё, что вы... Читать дальше
Фотограф. Помогаю освоить творческой фотографию. Автор проверенной методики обучения...  · 12 апр 2021
На этот вопрос развёрнуто и, на мой взгляд, очень грамотно ответил мой коллега, искусствовед Глеб Симонов. Вполне согласен с его основным тезисом, что эта работа А. Гурски уникальна тем, что на ней показано вполне конкретное место, которого нет. Как бы не парадоксально это не звучало. Надеюсь, достаточно заинтриговал вас и вы найдёте время и желание прочитать статью... Читать далее
Добавить можно только то, что это не природа. Это больше похоже на что-то человеческое. Что-то в духе конструктивиз... Читать дальше
Первый
Фотохудожник, AFIAP. Руководитель детской фотостудии.  · 10 янв 2022
Рудольф Гоклениус ввел понятие "антиномии", которое возродил И. Кант. Самая великая антиномия : Бог есть" и "Бога нет". Как то вычитал, что "Черный квадрат" Малевича величайшая антиномия живописи. На меня подействовало и я стал читать все, что мог о Малевиче... В итоге квадрат стал роднее и я вроде бы воспринимаю выразительность картины, которую видел в музее в 70-е... Читать далее