Юрий Князев
март 2016.
617

Спецслужбы пользуются открытыми источниками информации или это паранойя?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
0
1 ответ
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Разведка из открытых источников является одним из ведущих направлений развития традиционных разведслужб. В откровенном разговоре любой профессионал в области разведки признает, что информация из открытых источников всегда являлась главной опорой любой компетентной разведслужбы. Во времена холодной войны советские разведчики значительную долю своего времени тратили именно на внимательное чтение газет, журналов, каталогов и тому подобных печатных источников в поисках информации, которая может оказаться полезной для агентуры. По имеющимся данным, результаты этой работы были очень впечатляющими.

Секретные службы собирают данные из всех возможных источников — но в очень многих случаях они полагаются прежде всего на информацию из открытых источников. Иными словами, в некоторых вопросах безопасности именно к такой открытой информации обращаются в первую очередь. А во всех остальных вопросах к ней обращаются в первую, последнюю и единственную очередь. Соответственно, умение работать с информаций из открытых источников — а также профессионализм во всех остальных областях, относящихся к сбору информации и разведке — является залогом успешной разведывательной работы.

Социальные сети и социальные СМИ сейчас являются очень актуальной темой для профессионалов в области как коммерческой разведки, так и национальной безопасности. Возможно, это объясняется тем, что профессионалы во всех аспектах разведки и сбора информации с очевидным запозданием осознали ценность и потенциал этих источников.

Социальные сети удовлетворяют и усиливают наше стремление осознавать, что мы живы, и взаимодействовать с другими людьми. Это может звучать цинично, но на самом деле это вполне естественное для любого человека желание. Все это в равной степени относится и к организациям, которые состоят из отдельных людей. Неизбежным образом эти отдельные люди делятся друг с другом информацией, которую, возможно, им стоило бы держать в секрете. Это информация о новых клиентах, о корпоративной стратегии своей компании, о провалах каких-то проектов, и так далее. Они при этом используют каналы, которые открыты для всех, в том числе и для профессионалов в области коммерческой разведки и сбора информации. О покупках в интернете Что самое дорогое и необычное продавали на eBay?Какие есть лайфхаки, чтобы выгодно совершать покупки в интернете?Можно ли на AliExpress купить не поддельные iPhone или другие известные бренды?Спросите эксперта

Приведу лишь один пример: в этом году вышло несколько статей о том, как китайские блогеры, интересующиеся военной техникой, публикуют в своих блогах фото новейших китайских боевых самолетов и кораблей. Делают они это из соображений национальной гордости, в порыве искреннего энтузиазма. Но тем самым они также снабжают иностранные разведслужбы ценной информацией, на получение которой у тех могли бы уйти недели или месяцы, а также десятки тысяч долларов. Поэтому знание того, какие блоги представляют ценность, и как правильно проводить их мониторинг, становится очень важным.

Однако я не считаю, что социальные сети станут гигантским хранилищем данных, которым может воспользоваться любая желающая организация. Более того, я подозреваю, что в долгосрочной перспективе делать это будет все сложнее.

Наиболее существенное ограничение связано тем, что сам объем данных, которые мы постоянно генерируем, огромен. Для обработки всех этих данных просто не хватит ни инструментов, ни технологий, ни людей.

Конечно, многим из нас приятно думать, что правительство внимательно следит за всем, что мы сказали и написали в интернете. Если это действительно так, то я не завидую тем несчастным людям в секретных службах, которым все это приходится читать.

Полное интервью Криса Паллариса в журнале "Индекс безопасности", pdf

Ответить