Михаил Иванов
март 2016.
3298

Почему в ВУЗах обязательное посещение лекций, не проще выкладывать видео на YouTube, чем заставлять студентов парится в аудиториях?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
1
4 ответа
Поделиться

Пояснение к вопросу:

Будучи студентом медвуза меня сильно раздражал факт обязательного посещения лекций. Особенно это начало бесить на 4-м курсе, когда цикл семинаров по одному предмету закончился еще в начале учебного года, а лекции еще идут в течении года. И происходит диссонанс между теоретическим материалом и практическим. Второй раздражающий момент это сама организация аудиторий, когда приходится часами сидеть в душных непроветриваемых помещениях. Наблюдение показывает, что большинство студентов считает, что посещение лекций это пустое времяпровождение. На четвертом и последующий курсах медвуза расписание построено таким образом, что с 8.00 до 12.00 проходят практические занятия, а с 13.00 до 16.00 лекции. Если парадигма современного образования в РФ делает уклон на самообучение, то почему бы не убрать обязательное посещение лекционных курсов. Из 8-ми часового рабочего дня у студентов в сутках появятся еще свободных 4 часа, которые студенты могут работать или заниматься самосовершенствованием. Это позволит снизить расходы на бюджетное образование образование и в экономике появятся свободные рабочие руки.

11
0
Прокомментировать

Нет, не проще. Во-первых, надо оформлять права, защищающие интеллектуальную собственность лектора. Предположим, техник выложит эти лекции на свой сайт, заработает три копейки, старушка-профессор потребует оплату. Зачем эта морока вузу?

Во-вторых, лектор - как правило, старый и нищий, вовсе не жаждет широкого распространения кино о себе на YouTube. Нищая старая профессор может стать жертвой насмешек, как стали отплясывающий толстяк или девочка, которая пела песенку Friday. Той девочке пришлось переехать в другой город, а старуха может вообще коньки отбросить от стыда, и её дети будут судить вуз. Зачем это вузу? Вообще, зачем вузу демонстрировать всему миру дряхлых и ободранных профессоров?

В-третьих, лектор может использовать в своих слайдах чужие материалы без разрешения - и оформлять эти разрешения не проще, чем отмечать посещаемость. Придётся многое переделывать, а ради чего? Ради студента? Тогда это проблема вуза, а не лектора. Услугу вуз продаёт, не лектор.

В-четвёртых, YouTube может висеть. Студент может заявить, что у него нет Интернета. В общежитиях зачастую Интернет - неважный.

В-пятых, между посещаемостью и знаниями, увы, существует положительная корреляция. Те, кто ходит - знают материал лучше. Как гарантировать,что файл на YouTube открыл именно студент, а не его лакей? В вуз-то лакея не пустят, у него пропуска нет.

Ну и наконец, в общем-то никто студента ходить на лекции не заставляет. Помню, я на пятом курсе принципиально не пришёл ни на одну лекцию. Хотя потом мне было стыдно перед преподавателями, которые меня, конечно, пожалели.

16
-11

Эти нюасы - это не технические проблемы, и их можно решить. Благо живем в эру цифровых технологий.

+2
Ответить

Ректоров сейчас увольняют не за это. Их увольняют за невыполнение плана президента по доведению средней зарплаты преподавателей до двух средних по региону, за малый процент иностранных учащихся, малый объём хоздоговоров и другие показатели, которые препятствуют росту положения в вузовских рейтингах или не удовлетворяют требованиям министерства. Например, наличие бумаги в туалетах в требования к ректорам не входит, и пока оно туда не входит, бумаги в туалетах не будет. А когда оно войдёт, либо появится бумага, либо разбегутся ректоры (если задача невыполнима).

Менеджер решает то, что у него записано в KPI, за что он получает вознаграждение. Остальное откладывается до лучших времён.

+1
Ответить

Видимо, все же надо перебираться в Загнивающую.

0
Ответить
Прокомментировать

А зачем вообще нужны лекции, если всё можно прочитать в книгах? Однако, очное образование почему-то ценится выше заочного. 

Во-первых, атмосфера учебного заведения. Живое общение с преподавателями, коллегами играет немаловажную роль в последующей профессиональной социализации. Все эти "мы психологи", "мы юристы" помогают ощутить себя в будущей роли и подготовиться к ней. Возможность задать лектору вопрос и получить обратную связь тоже важна.

Во-вторых, занятость студента. Предполагается, что у студентов-очников учёба - это основной вид деятельности. Заочники не могут присутствовать на лекциях, из-за работы. Если студенты-очники смотрят лекции по ютубу, то в чём заключается их основной вид деятельности? Не сидеть же целыми днями дома - можно найти работу, и не на полставки, а на весь день. В итоге, получаем всё того же заочника, который учится в свободное от работы время (что для многих равнозначно "не учится").

В-третьих, технические вопросы. Частично их описал Леонид. Добавлю, что снять видеолекцию совсем не просто. Нужна качественная аппаратура, освещение, монтаж, работа оператора и звукорежиссёра. Возможно, в будущем вузы будут постепенно переходить на этот формат, но это работа не на один год.

В-третьих, контроль учебного процесса. Не секрет, что к заочникам преподаватели относятся не так, как к очникам. К заочникам часто отношение формальное. Явился на зачёт - считай сдал. А к студентам, регулярно посещающих лекции, отношение другое. Им больше дают, с них строже спрашивают. Соответственно, качество образования получается более высоким.

Согласна, что некоторые лекции - ненужная трата времени, но полностью заменять лекционные курсы видеороликами - идея, на мой взгляд, сомнительная. Пока не вижу обоснованных причин отказываться от очной формы обучения.

6
-2
Прокомментировать

А) Не обязательное. Хочешь - ходи, хочешь не ходи и забудь про институт. 
б) На лекции есть возможность в реальном времени задать вопрос, получить ответ или бормотанье, что-то уточнить и все такое.

3
-2
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью