Как образуются биржевые сокращения компаний? Акции Google обозначаются как GOOG, Apple - AAPL, Yahoo - YHOO, однако у Nikkei 225 сокращения нет. Есть ли логика?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
2 ответа
Поделиться

Логика есть, но не всегда.  В общем и целом, решение о тикере принимает биржа совместно с эмитентом, с оглядкой на национальные традиции, готовность эмитента доплачивать (в редких случаях), и т.п.

Обычно компания сама выбирает тикер для своих акций, а биржа одобряет (или нет) выбор; например, NYSE резервировала однобуквенный тикер I для Intel много лет после того, как Intel вышел на IPO на Nasdaq - надеялась на что-то (кстати, тикер свободен до сих пор).

Когда-то давно, до эпохи Bloomberg и Thompson-Reuters тикер должен был что-то говорить инвестору о компании, как правило - мнемонически отсылать к ее названию. Сейчас, когда масса компаний, листингованных на биржах Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, имеют по два тикера - официальный, из местных букв или иероглифов, и для "внешнего мира" - из ничего не говорящих цифр, сознательный выбор тикера - не более чем дань тем романтическим временам, когда сам термин был связан натурально с тиканьем биржевого телеграфа.

Тем не менее, до сих пор компания выходящая на IPO на старом рынке старается выбрать что-то похожее на ее название (из оставшихся комбинаций; например Alibaba выбрала себе BABA, выйдя на IPO в США). Есть исключения: например, тикер LUV ("любовь") принадлежит компании Southwest Airlines, поскольку напоминает всем о названии аэропорта, с которого начинала авиакомпания; тикер аукционного дома Sotheby's - BID ("цена спроса" или "ставка") - отсылает к аукционной тематике, и т.п.

Есть еще интересная история с длиной тикера. Самый ликвидный рынок акций в мире - рынок США (свыше 10 000 выпусков обыкновенных акций). Акции, торгуемые там на NYSE или AMEX имеют 1-, 2- или 3-символьный тикер. Nasdaq появился намного позже, поэтому ему достались 4- и 5-символьные тикеры. Понятное дело, что количество однобуквенных тикеров ограничено, поэтому для обладания таким тикером компании нужно доплатить "за понты". Если мне не изменяет память, сумма приличная - порядка 25 000 000$.

При этом каких-то подтвержденных свидетельств того, что это позитивно действует на инвесторов (т.е. что есть стабильная премия, которую рынок платит за "понтовые" или "романтические" тикеры) нет. Есть, правда, анекдот, что обладатели коротких тикеров чаще банкротятся.

Далее, после тикера через точку может идти еще какой-то буквенный код. Это уже обычаи национального рынка: в Канаде это означает одно, в США - другое, в Европе - третье. 

Наконец, в мире сейчас торгуется порядка 60 000 выпусков обыкновенных акций, плюс долги, плюс инвестиционные фонды, плюс товары и валюты - тикеров на все не хватает, даже пятибуквенных и с расширением после точки. В информационных системах типа Bloomberg поэтому к обыкновенному тикеру приделывают "суффиксы", указывающие на рынок и на класс активов. То есть, если я захочу там посмотреть что-то про банк Citigroup, я наберу "C US Equity"; это чтобы не было путаницы с фьючерсами на Corn, которые тоже имеют основной тикер "C", но в Блуме обозначаются как "С 1 Comdty" ("1" - значит график цен, сшитых из месяцев, ближайших к истечению). Тикер для биржевого товара или индекса придумывает комитет биржи. Он руководствуется мнемоникой и соображениями удобства: чем ликвиднее, старше и респектабельней контракт, тем короче будет тикер.

Решение же о суффиксах принимает информационная система, поэтому тикер Apple в Блумберге и Рейтерсе немного отличается, но не до неузнаваемости. 

Все равно профессиональный инвестор в моменте работает с относительно небольшим числом тикеров и, как правило, знает их все напамять. Ну если он конечно не инвестор в китайские акции - не представляю, как можно запомнить тикер типа 045563 CH Equity.

Alexander Didenkoотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Nikkei 225 это не компания, а индекс, и у этого индекса есть сокращения NI225 (Yahoo finance) и NKY (Bloomberg). Обычно сокращения выбирают в процессе IPO, чтобы они были максимально угадываемыми (методы разные, иногда пытаются передать звучание короткого названия,как в примерах, иногда используют аббревиатуры, BAC - Bank of America Corporation), но при этом уникальными (поэтому компании придется согласиться на что-то менее угадываемое, если самый звучный вариант уже занят).

Иван Сусинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
Ответить