Борис Берковский
8 марта 16:32.
5529

В чем состоят сходства и отличия секты и масонской ложи?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
7 ответов
Поделиться

Секту мы определяем как группу верующих определенной религии, чье учение отличается от мейнстримовых течений этой религии, например, хлысты и православные христиане, меннониты и лютеране и т.п. Секта не обязана быть тоталитарной, но может ею быть - если ее община и учение сконцентрированы вокруг одного харизматического лидера, который управляет всеми сторонами жизни секты, в вероучении и образе жизни.

Сходств между сектой и масонской ложей вообще почти нет: разве что это замкнутые группы людей, объединенных теми или иными идеями, куда новички допускаются по определенным правилам, - и еще важно, что окружающее общество в большинстве случаев относится к тем и другим с настороженностью (но далеко не всегда враждебно), и вокруг них существует огромное множество конспирологических теорий.

Секты обычно занимаются прозелитизмом (агитацией и рекрутингом новых членов), распространяют литературу, приглашают на свои собрания посторонних и т.д. Масоны этого не делают, наоборот, чтобы к ним попасть, кандидат должен по своей доброй воле пройти несколько этапов тестирования, и тогда они будут решать, принять его или нет. В сектах члены объединены общим религиозным учением, у масонов они объединены только общими моральными принципами (взаимопомощь, равенство невзирая на социальное положение, желание совершенствоваться в науке и становиться нравственно лучше), но общей религии у них нет, каждый сохраняет и исповедует свою обычную религию, в ложе религия не обсуждается. В сектах бывает либо избираемый совет старейшин, либо харизматический лидер. У масонов бывают только выборные и сменяемые руководители. В сектах бывают разные уровни иерархии (общинник, старейшина и т.п.), у масонов есть степени посвящения (они не связаны с руководящими постами, это как звания и должности в армии, не одно и то же). Секты связаны по горизонтали с единоверцами в других странах, общаются с ними, дружат, ведут  совместные проекты и т.п., считают себя одной общественной группой с ними. Масоны - тоже. 

Масонов будет правильнее сравнивать не с сектами, а с дискуссионными общественными клубами, типа обществ молодых ученых при любом университетском факультете. Это очень разные люди, которые сходятся по вечерам для того, чтобы пообсуждать философские вопросы, вместе вложиться в издание какой-нибудь книги, - но при этом общество это древнее, поэтому у него есть красивые одежды и ритуалы, которые привлекают туда новых кандидатов.

Евгений Кузьмишинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
10
-1
Прокомментировать

Несмотря на прекрасный ответ Е. Кузьмишина (см. выше, я сам поставил этому ответу +), я бы несколько суммировал:

Итак, сначала общее:

1. Эзотеризм. Принцип эзотеризма означает, что человек, вступающий в организацию на разных уровнях своей инициации узнает все больше и больше, получает доступ к большему количеству знаний о своем сообществе. В некоторых сектах (сайентология) эзотеризм сильно развит, у масонов развит умеренно, но все же существует.

2. Принцип закрытости. И секта, и масонство - это закрытые сообщества. Сходство с сектами заключается в том, что они (масоны по крайней мере исторически) изолировали себя от мира и "внешних". Особенно этим занималось политическое масонство, которое какое-то время посвящало себя борьбой с абсолютной монархией и феодализмом за прогресс (тогда масоны вдохновлялись идеалами Просвещения).

3. Религиозный синкретизм. Многие секты исповедуют принцип синкретизма, то есть неважно какую религию ты исповедуешь, ты можешь быть членом нашего замечательного учения. У масонов синкретизм выражен довольно ясно - они принимали верующих любой религии и даже деистов в свои ряды (правда, по поводу приема атеистов какое-то время противились).

Далее идет разница:

1. Религиозность и духовность. Масоны - это не религиозная организация в чистом виде, а религиозно-философское и этическое учение. Среди сект религиозно-философских учений не бывает, к философии секты относятся как правило отрицательно.

2. Прогрессизм и эсхатологизм. Масоны как правило всегда выступали за прогресс и свободу, причем особого типа, они везде поддерживали именно буржуазные революции. Секты обычно выступают против прогресса или окрашивают его в эсхатологические тона (то есть, скоро все равно придет большой каюк и поэтому надо готовится к нему и вступать к нам).

3. Единство и дискретность. Секты как правило едины внутри себя. Масоны исторически делились на "красное" и "голубое" масонство и так далее. Масоны вовсе не так едины внутри себя, как может показаться.

В общем, масонство - это синкретическое (эклектическое) экуменическое религиозно-философское и религиозно-этическое учение. И как таковое оно скорее представляет собой "движение", чем "секту".

Raiseflag Surrenderотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии
3
0
Прокомментировать

у масонов обычно членство тщательно отобранное, проверенное, из группы избранных людей, с обязательными финансовыми вкладами, что понятно, и многие из них главного магистра в глаза не видали как личность, и где он и на кого он похож. все они в разной степени образованы и никого не держат за дурачков. их цель в ордене или ложе - обучение, образование. а еще они хорошо участвуют обычно в благотворительной деятельности. ряд строго иерархически структурированы в математическом порядке, но любят они больше нечетные числа, нежели четные, и наделяют их иногда  сакральным смыслом. дисциплина, конечно, жесткая... если человека посвятили в определенную степень и открыли некоторые тайны, то проболтаться ему будет трудно, вся его жизнь тотально контролируется орденом или ложей. и тем более трудно ему будет "уйти в самоволку", свалить из организации. там и семью его уничтожат и применят все методы воздействия и контроля, от поощрения чинами и рангами, до устрашения. однако, стоит сказать, что, конечно, у тамплиеров, франкмасонов, розеркнейцеров все это сильно отличалось, а так же имело налет национального менталитета, масоны Лондона, масоны Шотландии, масоны Российской Империи, у всех свои особенности.

система невообразимо мудреная. вот хотя бы в этой книге есть описание:

"Сущность, структура и символика ордена франкмасонов". Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» - Горбунова Ирина.

Организационная структура ложи. Организационно  символические (голубые) ложи являются обществами со своей внутренней  структурой. Во главе ложи находится офицеры ложи, старшей офицерской  должностью в ложе является досточтимый мастер (мастер стула). Также у досточтимого мастера есть заместители, они  выполняют организационно-координационную работу. Им помогают секретарь и казначей. Заместителей у досточтимого мастера всегда два, это первый и второй стражи (смотрители или надзиратели), все вместе они составляют Совет ложи. Кроме этого в каждой ложе есть ещё целый ряд офицеров выполняющих должностные обязанности, это: обрядоначальник, эксперт, привратник, оратор и дародатель.  Все офицеры избираются как правило на один год общим собранием ложи и  выполняют определённые ритуальные функции при проведении масонских работ  в ложе.

в сектах структура более похожа на организованную преступность. структура секты Аум Сенрике, одной из самых известных, имела международную сеть ячеек, в духе китайского синдиката. Эти ячейки  действовали через прессу, через политических деятелей,  людей-общественников, проповедников, бухгалтеров, экономистов, даже свой  медицинский персонал имелся, и в целом никто не имел ничего особо  против до момента, когда начались доказанные теракты. в какой-то момент  Секу Осахара даже встречался с Далай-Ламой и сделал несколько  дружелюбных фотографий с духовным лидером буддизма. потом, когда он  попал в тюрьму, Далай-Лама даже не поверил в случившееся и писал письмо  коллегии адвокатов из Европы, с просьбой освободить японского друга. Ну,  а еще позже.. он, глубоко сожалея, извинялся за эти инциденты. Ну, а  структура секты Марии Девы Христос, не совсем психически здоровой  женщины, не могла иметь никаких мировых сетей распространения, и за  пределами России, даже за пределами ореола эпохи 90-тых, никто нигде не  знает об этой  личности, и представить её не может, финансовые ресурсы  их были весьма скудны. оно и к лучшему по всей видимости. это как  попавшее в рубрику статьи "ниасилили". 

так, если у масонов, сравнительно небольшая численность ордена, редко более 100 человек, все образованы и тщательно избраны, дабы не повернули против системы, то у сект... беспорядочная толпа необразовванных свежепосвященных, которым положено всегда оставаться в стадии бездумных неофитов до тысяч фанатиков, далее такая же фанатичная группа карателей-исполнителей, далее всего пара человек доверенных лидеру, его доверенных лиц на вторых ролях, и, конечно, сам лидер, человек с манией величия, не всегда даже понимающий, что он сам говорит и делает.

можно сказать, еще примерно следующее:

секта - означает "учение" в переводе греческого. учения... они, простите, разные, и структура везде разная. скажем, учение толтеков, именуемое нагвализм, которое передал Дон Хуан своему ученику Карлосу Кастанеде, полагая, что он и есть тот Нагваль, которого толтеки ждали сотни лет, состояло всего из двух человек: учитель и его ученик. вот практически все. но это было учение, довольно древнее, где Дон Хуан был носителем традиций, сам себя называл человеком Знания, а еще колдуном и шаманом, и многие христиане в целом готовы отнести нагвализм к секте, и при необходимости приравнять в статусе, скажем, с американскими мормонами, основателем которых был Джон Смит, несмотря даже на то, что мормонов в мире примерно 15 млн человек, рассеянных по всему глобусу, а последователей нагвализма всего несколько сотен, умирающих быстрее чем майя этнических групп из Мексики и Перу. Дон Хуан в целом говорил, что учителем его самого является незримое божество Mefisto, что на испанском по сути тоже, что и Мефистофель на русском. В понимании христиан - дьявол. таким образом, обозвать их сектой, при желании, как видите, можно с особым смаком.

скажем, сектами любят обзывать группы как из андеграунда, находящиеся в статусе все закона, действующих скрыто, так и достаточно официальные, легализованные и узаконенные, как малораспространенные, так и весьма широкого охвата, с мировой аудиторией, так и кучкой последователей. с какого момента христианам понравилось называть различные группы объединенных единомышленников, не из своей среды, сектами... сказать трудно. кому-то из них понравилось это делать в 90-тые, кому-то кажется, что это стали делать гораздо раньше, еще в апостольские времена. в христианстве активная борьба с инакомыслием началась в первые же 30 лет как Рим стал христианским, но организованный аппарат карательной инквизиции, появился гораздо позже. гораздо, примерно через полтысячелетия. если у философов античного мира понятие секта в общем-то никого не смущала: секта платонистов, секта эпикурейцев, секта пифагорейцев и так далее, то у христиан уже все подобные группы стали объявляться вне закона и прав. их участников под нож, не хотят отречься, анафема три раза и мучительная казнь.

таким образом, понятие секта становится обросшим огромным количеством мутных и причудливых свойств, не выражающим фактически ничего конкретного одновременно. все можно назвать сектой. как целую конфессию из своих рядов, так и любое не относящееся к себе учение другого рода.

стоит еще сказать, что сектами принято обобщенно называть всяких альтернативщиков из чуждых христианству учений, хотя на самом деле подавляющая часть сект как раз чаще всего бывает разновидностями христианских учений, со своими основами на Библии, вроде: хлыстов, жидовствующих, скопцов, старообрядцев, ариан, иеговистов, и так далее.

1
0
Прокомментировать

Ну конечно, а то мы масоны такие глупые и так и бросимся рассказывать о своих ништяках . Нет уж, нам бесплатных путёвок на Мальдивы и самим маловато будет !

0
0
Прокомментировать

Этот ответ написан и доступен на

Этот ответ написан и доступен на Яндекс Кью

секта в переводе, это просто -учение. если какое-то учение захватило власть в определенном социуме и через глашатаев "официальных лиц" данного социума - нарекает себя церковью, становясь религией. те учения, которые не смогли еще захватить власть или расчитаны на ограниченый круг "воздыхателей" - нарекают себя ложей

0
0
Прокомментировать
Читать ещё 2 ответа
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью