Политическое решение какого-то ни было вопроса предполагает выбор между не менее двумя вариантами действия. На мой взгляд, современная Европа и в частности Бельгия имеют лишь вариант действия и бездействия. Бездействие предполагает сохранение нынешнего курса, попытка законсервировать и сохранить состояние «относительного блаженства».
Действие в данной ситуации предполагает наличие политической воли, решительности и политической сплоченности Европы. К сожалению, европейский технократизм (политическое мышление, основанное на принципах рациональности, прагматизма, функциональности и глобализма) не имеет политической воли, поскольку он скорее встраивается в уже существующий порядок вещей.
Политическое действие после терактов в Брюсселе предполагает целый комплекс мер, направленных на реформирование существующей политики ЕС. Некоторые из них требуют отдельного исследования и подхода, поскольку являются экзистенциальными для Европы. Например, идея свободы и Шенгенские соглашения.
Европейская концепция свободы – это результат огромного количество войн. Без преувеличения можно сказать, что на пути к современному состоянию и понимания свободы протекло не мало крови и сломано не мало копий в научных дебатах. Свобода есть результат религиозных войн, секуляризации, философии, французской революции и т.д.
Однако часть свободы, а именно неприкосновенность частной жизни, может пострадать, что вызовет серьезное недовольство. В данном случае создание системы слежения, агентурной сети и увеличение взаимодействия спецслужб будут политическими решениями. Возможно, в Европе появится единая система безопасности.
История с Шенгенскими соглашениями похожая. Открытые границы – это одно из оснований Европейского Союза. Они поддерживают европейскую интеграцию: трудовую, экономическую, культурную. Шенгенская зона, на мой взгляд, останется.
Следующий вопрос – это миграция и политика в отношении этнических групп. Если с миграционными потоками ЕС начал как-то решать вопрос, привлекая к «черной» работе Турцию, то в отношении этнических анклавов политика до сих пор не выработана.
Политика в отношении «Других» должна быть направлена на встраивание их в систему. Прежде всего, в систему ценностей, норм и институтов. Социальное неравенство, отсутствие возможностей, желания и образования порождают негатив и приводят к поиску простых ответов на сложные вопросы. С другой стороны, европейские политики не должны допустить роста исламофобии и ксенофобии.