Анонимный вопрос
апрель 2016.
2084

Какие есть объяснения закапывания детьми секретиков с точки зрения антропологии, психоанализа, социологии, в общем, чтоб умненько?

Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
4
5 ответов
Поделиться

На мой взгляд, объяснения два.

1) Мода. Не принято в окружении, так и вряд ли кто-то будет закапывать секретики. Мы всё-таки не собачки и не белочки с их инстинктами. Секретики - вполне себе культурный феномен, такой же как поедание кусочков тела врага, или там Бога, чтобы приобщиться (причаститься) к его силе, отваге и прочим ништякам. Почитайте, кстати, "Золотую ветвь" Фрезера, может, что по секретикам и найдёте, - это шибко классическая и умненькая книжка по истокам фиговой тучи религий и связанных с верованиями чумовых традиций.

2) Более и совсем очевидная вещь. Проекция: в данном случае "делаю другим то, что хотел бы, чтобы делали мне". Осыпаю любовью, потому что хочу, чтобы меня осыпали любовью. Покупаю сыну железную дорогу, потому что хотел бы, чтобы мне дарили железную дорогу. Отдаю ребёнка в секцию, потому что сам хотел бы в детстве колотить хулиганов.

Ну и закапываю сокровища (уж какие есть), давая шанс найти клад другим - от того, что сам мечтал бы найти закопанный кем-то клад с сокровищами.

Процитирую прелестную статью Светланы Адоньевой:

«Из последнего текста [выше приведены сообщения информантов] видно, что интрига действия определена четырьмя проблемами:

«что сделала сырая земля с цветочками» — время;

«надо что-то закапывать в землю, а потом смотреть на дело рук своих» — место, пространство;

«для нас это были маленькие сокровищницы» — ценность;

«хочется иметь что-то свое, как-то утвердить себя» — статус.

Итак, в качестве мотивов к совершению действия указаны отношения времени, пространства, ценности и собственного статуса. Я беру самое ценное, чем я располагаю, отчуждаю от себя и, задав предметам свой порядок, организовав их в «красоту», «сажаю» сокровище в землю, как Джек свое бобовое зерно, ожидая чуда. Далее я наблюдаю за тем, как «мое» живет без меня. Совершая все это, я подвергаю себя страшной опасности: «мое сокровище» может быть обесценено неодобрением друга. Оно может быть украдено, разорено… Второе — ужаснее, так как разорение означает признание ценности предметов, включенных в композицию, но отвержение «красоты», т. е. — меня как творца.

[...] этот опыт взаимодействия со священным «внутри», экспериментирование с границами персонального. Граница между внутренним и внешним, субъективным и объективным, граница, очерчивающая «я», оказывается разомкнутой. Я «одеваю» нечто невидимое, свою ценность, в доступный материал (мамины бусы, цветные стекла-самоцветы, фольгу, бумажные цветы), обозначая его, я делаю собственное ценное внешним по отношению к себе, зримым. Далее я конструирую «хронокамеру», саркофаг. Помещая в него свою ценность, я извлекаю ее из потока событий: помещаю в чистое время и наблюдаю за тем, что делается с моим во времени, наблюдаю за тем, до какой степени моя ценность устойчива к времени. Это — макет, действующая модель собственных жизни и смерти. Не менее важна и вторая, коммуникативная часть этого символического действия. Я открываю себя своему другу, делая для него доступным самое ценное из того, что у меня есть. Он становится хранителем моей тайны. Осваивается социальная техника доверия: как можно другого, но любимого, сделать разделяющим мое? Собственно — это акт любви, признание ценности Другого. А иначе зачем Самсону было открывать секрет своей силы любовнице Далиле? Он открыл свой секрет, «открывая сердце свое».

Статья целиком: http://ec-dejavu.ru/s-2/Sekretiki.html

А я в детстве делала только такие клады: набираются красивые цветочки, листики, находится осколок стекла. Дальше вырывается ямка, которую можно прикрыть найденным стеклом, туда красиво выкладываются растения, прикрываются осколком и засыпаются землей. А дальше самое приятное: раскопать до стеклышка и увибеть красивую и, главное, нетронутую композицию. 

Для меня лично главное удовольствие было в том, что можно закопать, а оно не испачкается и останется таким же красивым. Причем для этого подходили только те предметы, которые при реальном закапывании испортятся(цветы, тряпочки, перышки.

Показать ещё 2 ответа
Ответить