Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем художественная ценность фильмов Балабанова?

Кино
Антон Антон
  · 820
Видеомонтажёр, сценарист-режиссёр, музыкант, выпускник Таллинской школы кино  · 3 апр 2016

Для меня лично, рефлексия. 

Искусство в целом и кино в частности может выполнять множество различных функций: с романтическими фильмами мы учимся строить связи с другими людьми, в драмах узнаём о жизненных тяжбах других людей, с экшенами утоляем жажду адреналина и учимся быть лучше и т.д. Балабанов же лично для меня служит кривым зеркалом через которое мы рассматриваем свои недостатки. Это называется рефлексией и является одним из основных методов психоанализа, который используется для лечения человека от неврозов, депрессии, навязчивых состояний и т.д. Когда мы даём себе время и возможность остановиться и оглянуться назад на свои проблемы, пытаемся понять их природу, оцениваем наши поступки и их последствия, мы собираем определённый пазл своей личности и получаем новый опыт, который помогает нам формулировать себя в будущем. Без рефлексии не может быть осознанного и сбалансированного развития человека, все его поступки и чувства будут результатом сиюминутных случайностей и инстинктов, а это зачастую ведёт к печальным последствиям.

Фильмы Балабанова для меня служат именно этой функции - пускай утрированный, но сфокусированный взгляд на недостатки отдельных личностей и позднего советского и пост-советского общества в целом. Смотря его фильмы русский зритель может со стороны взглянуть на общество в котором он вырос и, возможно, найти для себя ответы на какие-то сформировавшиеся в подсознании, но не высказанные вопросы, вроде "почему мы так плохо живём?", "почему мы не счастливы?", "на чьей я стороне?" и т.д. Зритель может со стороны посмотреть на "себя самого" и, возможно, в результате пожелает изменить какие-то личные качества. Против этого, возможно, у вас возникнет аргумент, вроде "это не объективная реальность и у него в фильмах всё слишком мрачно, мы на самом деле жили не так". Но тут возникает дилемма с определением объективной реальности - реальность это совокупность субъективного опыта и впечатлений всех участников обсуждаемого действия и периода времени. А поскольку сознание обычного человека эту совокупность познать не способно, то и дать однозначный ответ на вопрос "как же было на самом деле?" никто не может - у каждого будет своя версия происходившего. Поэтому упрекать Балабанова в субъективности как минимум наивно, тем-более он всё-таки снимал не документальное кино. Даже тот факт, что он был способен хотя бы вообразить ту реальность, которая отображена в его фильмах, уже является доказательством её актуальности, поскольку ничто не появляется из вакуума, в том числе и творческие идеи.

А возвращаясь к вопросу о ценности надо сказать, что она кроется уже в самом факте, что его истории рассказаны в формате кино, а не в романах, к примеру. Кино на данный момент является одним из, если не самым мощным по эмоциональному вовлечению зрителя медиумом. И даже абстрагируясь от смысловой нагрузки фильма зритель может испытать его эффект от визуальной и звуковой картины. Тут мне вспоминается высказывание одного из критиков (какой-то женщины, не помню имя и профессию) о фильме "Груз 200" после показа его в программе Гордона "Закрытый Показ", оно звучало примерно так (перефразирую): "зачем такую чернуху показывать на экране? Вы апеллируете к самым грязным и низким чувствам у аудитории." Меня лично это высказывание зацепило, потому что я был абсолютно с ним не согласен. Мне довелось делать в университете презентацию о работах Балабанова и, готовясь к ней, я в течение недели пересматривал почти все его фильмы. И, не смотря на то, что я пытался оценивать их более рационально, структурно, нежели эмоционально, на меня они всё равно произвели сильный эмоциональный эффект, я впал в своего рода депрессию на эту неделю. И вот последнее чего мне хотелось под конец недели, так это вести себя как персонажи Балабановских фильмов и заниматься какой-то чернухой. Наоборот, в качестве ответной реакции во мне проснулись какие-то положительные позывы, хотелось быть добрее людям, проявлять нежность и получать её взамен чтобы как-то сбалансировать тот заряд негатива, который я получил от просмотра его фильмов. И вот в этом-то, я считаю, и скрывается истинная ценность подобных произведений искусства.