Лилия Иванова
март 2016.
970

По какому принципу жюри выбирает лучшие фотографии?Какие существуют критерии для определения лучших?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
4 ответа
Поделиться

Отвечу как двукратный участник вышеуказанной выставки. 

Я обычно бегло просматриваю победителей BOR, но в тех случаях, когда сама становилась победителем, получалось ознакомиться с работами внимательнее (альбом дарят, присутствие на открытие - так или иначе, насмотришься). Самые "непонятные" и спорные номинации для многих  - "Люди. Событие. Жизнь." и "Архитектура", это речь о простых наблюдателях, а не жюри. Многократно слышала ругань на выбор жюри в номинации Люди, ведь почему то многие рассчитывают на красивую портретную съемку или красивые события. Все-таки репортаж, особенно в рамках этой выставки, должен показывать реальные и эмоционально цепляющие события, историю в одной картинке, уникальный алмаз из рутинной жизни России. Конечно, жюри любит скандальные необычные истории (экстремалы, спортсмены, забытые культуры, социальные проблемы), нарочито эмоциональные (болезнь, борьба, дружба, любовь, потеря, старость, преданность), что то чуднОе с тонким юмором, злободневное, если в одной картинке можно увидеть и прочувствовать длинную историю с чем то из вышеперечисленного, то она может победить. Разумеется обращают внимание на композицию и гармоничность картинки. Качестве картинки в этой номинации не главное, для качества есть "Стиль" и "Природа". Фотографию нужно хотеть рассматривать, интерпретировать, додумывать множество историй. Представьте, что вы наобум взяли несколько точек в России, от самых дальних деревень до городов-миллиоников и столиц, что бы вы сказали об этом месте одной картинкой, какая самая большая боль была для жителей в этом году, какая самая большая радость? Что самое типичное, что самое удивительное? Если ответить на эти вопросы можно одной картинкой, то вы близки к успеху. 

В Архитектуре любят геометрию, которую строят линии домов, дорог, улиц и других объектов, в этой номинации композиция важнее всего. Мало сфотографировать чужую работу (архитектора), нужно самостоятельно создать архитектурный объект из уже имеющихся линий. 

Опять же, по победителям можно сделать еще вывод. Жюри любит своих, даже если работа непонятная и спорная. Вполне возможно, что я ничего не понимаю в фотографии, но это.... не понимаю:

Удивляет, что жюри второй год подряд выбирают фотографию-копию.

Победитель прошлого года:

Победитель этого года:

Найди разницу. Возможно, если в следующем году прислать фотографию этого же места с этого же ракурса, но уже в чб или в красных тонах, то она опять победит :)

3
0
Прокомментировать

Я не скажу за жюри конкурса Best of Russia, но поделюсь собственным опытом. Я дважды был в жюри очень местечкового любительского фотоконкурса, так даже там при всей моей любви к формализуемости с критериями было непросто. Я лично ориентировался на:

  • композиционное совершенство (субъективно, но словами объяснить решение можно)

  • соотвествие заявленной эстетике (по критериям Вёльфлина в меру их применимости в фотографии)

  • техническое совершенство и отсутствие косяков

  • совпадение с изобразительными штампами.

Композиционное совершенство, по-моему, можно оценить только субъективно, по своему чувству композиции. Изобразительные штампы надо уметь отличать от подражания. Например, размытая на длинной выдержке вода с камнями на переднем плане — штамп, а то же самое квадратным кадром, чёрно-белое и с каким-нибудь деревом вдалеке вполне может прокатить за подражание Майклу Кенне или Даррену Муру. Впрочем, по мне Майкл Кенна как объект для подражания — признак не лучшего вкуса.

Самый объективный критерий, как ни странно, соответствие определённой эстетике. Типа того, что чем сильнее картинка тяготеет к эстетике Барокко или импрессионизма, тем круче. Я оба раза оценивал пейзаж, в него логико-вербальное начало воткнуть трудно, а тяготение в эстетике Барокко ещё сложнее. 

Техническое совершенство, как оказалось, наоборот штука субъективная. Например, нормально изображение должно быть полноконтрастным, резким, с нейтральным хроматическим балансом и визуально устойчивым (это про заваленный горизонт). Однако всё это зависит от сцены и задумки, так что всё под одну мерку не подтянуть.

В конечном итоге всё равно всё свелось к тому, что по указанным критериям выбрал три лучшие фотографии, расставил их в порядке «вот эта мне кажется лучше вон той», и всё.

2
0
Прокомментировать

Я тоже не был членом жюри Best of Russia. :) Но был членом жюри фотосалона под патронажем FIAP (Международная федерация фотоискусства) и нескольких конкурсов попроще. Поделюсь своими соображениями.

Прежде всего надо помнить, что на крупные салоны или конкурсы поступает огромное количество изображения. Когда я был членом жюри это было около 4000 фотографий. Это мало. Trierenberg Super Circuit может похвастаться 50 000 работ, а совсем крупные конкурсы типа Sony World Photography Awards несколькими сотнями тысяч. Судейство длится несколько дней, но все же жюри видит очень много фотографий ежедневно. При этом получается, что на каждую работу уходит совсем немного времени. Мне кажется, что здесь важно первое впечатление, визуальная составляющая фотографии. Если вы зарыли глубоко какой-то невероятный смысл, но кадр не выделяется визуально, то скорей всего ваш смысл просто никто не заметит. Нет на это времени. Мы оценивали просто: работы раскладывались на столе (если это были отпечатки) сколько уберется, обычно 4-5 отпечатков, члены жюри выражали мнение, что оставить, что убрать, если возражений нет, то следующие работы. Потом по второму кругу. Заранее известно количество фотографий, которые должны попасть на выставку. Мы сравнивали. Если много, то те, которые слабее, отсеивали. А самые интересные уже переходили в раздел, который в третьем круге получал награды. Насколько я знаю, некоторые выставки по-прежнему так и делают — в несколько проходов.

Есть другая система, которая мне кажется более справедливой. Каждый член жюри независимо, исходя из собственных представлений, проставляет оценку. Например от 1 до 5. После этого считается либо сумма баллов, либо средний балл. В зависимости от количества поступивших фотографий и "емкости" выставки выбирается проходной балл и баллы, необходимые для получения награды. Это более независимая оценка. Но когда жюри имеет возможность посовещаться и поспорить, результат бывает очень интересным. 

Иногда голосование бывает тайным и члены жюри не знают результат до награждения. Так происходит, к примеру на Hamdan International Photography Award.

Если говорить о конкретных критериях, то скажу за себя, что важно именно для меня. 

Визуальный облик работы. Фотография это визуальное искусство. Важна просто внешняя гармония. Работа должна читаться. Даже хаос должен быть гармоничен. Есть фотографии, которым идет техническое совершенство, а есть те, которым нужна небрежность. Но должна быть гармония. Между всеми уровнями кадра: техникой съемки, композицией кадра и сюжетом.

Сюжет, образ, тема и идея фотографии. Кадр не должен быть ни о чем. В нем должна быть фишка, изюминка. Он должен удивлять. Мне должно хотеться его разглядывать.

Новизна. В фотографии есть свои штампы. И на уровне технических приемов и на уровне идей. Я вижу много фотографий. Постоянно. Как преподаватель, как член жюри и просто как зритель. Смотреть на одно и тоже мне не хочется. Как и любому зрителю мне нравится удивляться. Просто меня удивить сложнее.

2
0
Прокомментировать
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Наше жюри проводит огромную работу, отсматривая тысячи снимков. Голосование проходит онлайн, через сайт проекта, где для каждого члена жюри создан аккаунт с фотографиями для голосования. Жюри не видит ни имени автора, ни информации о нем, ни то, как голосует другой член жюри: только снимок и его название. Фотографии оцениваются по пятибалльной системе, за снимок можно проголосовать только один раз и нельзя изменить решение. По итогам голосования, баллы суммируются, и мы можем видеть снимки, набравшие наибольшее количество баллов,определяем проходной балл, видим победителей. 

Жюри не голосует за "своих", так как, во-первых, у них нет "своих", а во-вторых - они не видят имени автора. Фотография должна, в первую очередь, выделиться среди сотен других, привлечь взгляд жюри: сюжетом или эмоцией, цветом или светом, композицией или недосказанностью, раскрытием темы и т.д. Мы доверяем нашим членам жюри, всегда тщательно подбираем его. Часть жюри - не меняется из года в год, часть жюри мы меняем ежегодно.

1
0
Прокомментировать
Ответить
Читайте также на Яндекс.Кью
Читайте также на Яндекс.Кью