Илья Ярец
март 2016.
4907

В чем заключается проблема актуальности «селфи» с точки зрения психологии?

Ответить
Ответить
Комментировать
0
Подписаться
2
5 ответов
Поделиться

Большинство людей имеет потребность нравиться окружающим, желает оставить о себе приятное впечатление. И самое простое для этого - выгодно подать свою внешнюю привлекательность. Если я нравлюсь, другие будут расположены ко мне и сделают для меня что-нибудь нужное или приятное. Или хотя бы скажут доброе слово, не сделают больно, не обидят.

Чтобы тебя заметили и говорили о тебе, сегодня не обязательно совершать что-то героическое или яркое, Достаточно сделать селфи с нужного ракурса и разместить его в социальных сетях. Лайки посыпятся незамедлительно, и цель будет достигнута.

Да и сам себе вроде бы нравишься. Похвала от социума и поощрения близких помогают поднять самооценку, позволяют чувствовать себя увереннее, страх публичности, изначально присущий многим, отходит на второй план. Кроме этого, получив лайки за удачный снимок, можно хотя бы на время получить популярность и связанные с ней позитивные эмоции, для чего в жизни "без селфи" пришлось бы потратить времени намного больше.

Человек как бы спрашивает: люди, я вам нравлюсь? И, наслаждаясь признанием, говорит себе: ну раз другие меня признали, могу и я себя принять.Так селфи помогает сделать первые шаги к самоутверждению, и это с точки зрения психологии, весьма неплохо. Главное, чтобы за этим первым шагом следовали другие шаги, и процесс не перерос в слепое самолюбование, не превратился в симптом зависимого поведения.

Привлечь внимание, создать себе определенную рекламу, "сконструировать" тот или иной имидж с помощью селфи проще простого. А вместе с этим получить похвалу (хотя бы и виртуальную), которая помогает убедиться в собственной значимости, забыть о собственных недостатках и промахах. Но скрыть от себя свои "погрешности" с помощью селфи навсегда удастся вряд ли. Виртуальные поглаживания социума лишь на время усыпят бдительность и тревожность. Все равно рано или поздно придется шаг за шагом открывать себя, искать свое место, занятие, которое будет приносить удовольствие себе самому и пользу окружающим.

Истинная уверенность и стабильность приходит только с пониманием своей роли в этом мире, принятием себя и всех собственных качеств личности, как внешних, так и внутренних, как "положительных", так и "отрицательных". И тогда селфи теряет свою значимость, и, как детская игра, отходит на второй план.

А вот с точки зрения искусствоведов, селфи — логичное продолжение тысячелетнего стремления человека запечатлеть себя, это лишь эволюционировал жанр автопортрета в течение истории человечества.

Во все века главным персонажем и объектом изучения в жизни любого человека был он сам. Именно образ человека был одним из первых значимых образов в изобразительном искусстве, начиная с наскальных рисунков.

Если заглянуть в недавнюю историю западноевропейского и отечественного изобразительного искусства, можно увидеть большое количество автопортретов великих художников. Они представляли себя в разных ипостасях, например за работой, а то и вовсе скрывались за чужими образами в так называемых скрытых автопортретах.

Признанные гении кисти: Рембрандт, Винсент Ван Гог, Альбрехт Дюрер, Поль Сезанн и другие — одновременно были и самыми плодовитыми автопортретистами в западноевропейской живописи. Кто знает, может быть, будь у них фотоаппараты со всеми современными возможностями редактирования изображений, они бы не преминули этими техническими достижениями воспользоваться, чтобы оставить свой след в фотоискусстве. http://chrdk.ru/weekend/2015/6/11/selfie/

Из собственых ощущений: стоит сказать и о том, что на смену коллективизму (которого в современном западном мире и так не много в сравнении с традиционными обществами) приходит все больший индивидуализм, граничащий порой с социофобией. Мы стремимся оградить себя от малейших коммуникаций с незнакомыми нам членами социума. Это я о феномене не только самого селфи, но и селфи-палки. В больших туристических городах  предложения прохожему сфотографировать незнакомца звучат все реже - что я наблюдаю, живя в таком месте. Мне кажется, что это - еще один показатель современной коммуникационной отчужденности. 

Таким образом, "я" (и его конструирование) все дальше уходит в виртуальное пространство (которое, несомненно, всегда существовало в форме искусства). Человек сам создает желаемую image (картинку/имидж), сам помещает ее в желаемую среду и поглащает отражение его взаимодействия с "реальным" пространством и обществом через лайки и прочие "одобрительные стимулы".

Наверно, многие поспорят со следующим утверждением (поскольку "самоцентрированию" столько же лет, сколько и человеческому сознанию), но я думаю, что солипсизм из мысленного эксперимента превращается в переживаемую, физически ощущаемую реальность. 

Показать ещё 2 ответа
Ответить