Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чем для социологии пространства являются государство и государственные границы?

ГосударствоСоциология пространства
Темур Кадиров
  · 992

Зависит от исходной точки анализа. 

Основатель (условный, как все основатели) социологии пространства Георг Зиммель видел в государствах и границах одну из форм, которую принимает "человеческий дух", то есть деятельность, практика людей. Зиммелевский подход оказался востребованным со второй половины XX века, когда заявили о себе микросоциологические направления (интеракционизм, Гофман, этнометодология, разные версии прагматического поворота). В таком варианте граница видится "под микроскопом", в локальных ситуациях человеческих взаимодействий, связанных с ее пересечением (пункты пропуска и досмотра). Государство в этом случае представляют его агенты (пограничники, таможенники) и материальное оснащение, которым упорядочивается локальный порядок в этом месте. 

В традиционной "социологии обществ" государственные границы можно определить как внешнюю "кромку" существующих обществ, разделительную линию между ними и внешней средой. При таком подходе границы, как правило, не очень интересуют, намного больше внимания достается внутреннему устройству обществ. Среди важных исключений - социальный антрополог Мэри Дуглас с ее интересом к точкам "входа" и "выхода" из социальной группы и к контролю за ними. Государственными границами в современных обществах Дуглас не занималась, но более-менее понятно, как ее подход из "Чистоты и опасности" можно перенести и на эту тему.

Социология потоков и мобильностей ("социология за пределами обществ" по определению Джона Урри) видит в государствах регулирующие машины, которые кодируют, регулируют, упорядочивают все эти потоки, а границы сводятся, прежде всего, к точкам, в которых это кодирование или блокирование происходит. Язык для такого описания появился в философии Делёза и Гваттари на рубеже 1960-х - 1970-х годов, несколько десятилетий спустя он оказался востребованным социологами.

Наконец, вариант, видящий государство и границы большой сложной вещью, которую люди сделали из подсобных материалов и теперь поддерживают в рабочем состоянии. Прежде всего это понимание государства и его границ в виде кем-то собранной сети, или в смысле Майкла Манна и Энтони Гидденса, или в более модной теперь версии акторно-сетевой теории.