В чем смысл искусства?

ИскусствоКультураЖизньФилософияЛичный опыт
Ответить
Ответить
Комментировать
1
Подписаться
22
24 ответа
Поделиться
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Наверняка все читали в детстве сказки.

Так вот, в каждой сказке есть такой момент, когда условный протагонист, пустившись по каким-то причинам в далёкие ебеня, случайным образом набредает на хату какого-то старого интроверта, хранящего секрет, как победить лихо шестикрылое, не первый год сеющее на районе хаос, и за убиение которого обещаны полцарства и политически выгодный брак.

И старый интроверт этот даёт условному протагонисту квест на добычу какой-нибудь редкой заморской привет-травы или просит его выяснить три когда-то забытых слова — в общем, посылает его за чем-то, что самому старому интроверту наверняка нахрен не нужно, ибо все свои квесты он давно выполнил, и теперь измывается над проходимцами одного невинного лулза ради.

И условный протагонист идёт, синим солнцем палимый, прёт через болота и дали, рвёт об мёртвый терновник тельняшку на условной протагонистской груди, продаёт последние сапоги за билет на собачьи сани, отбивается по ночам от медведей, цыган и комаров размером с дубину, и таки добывает квестовый айтем, и приносит его обратно старому интроверту, и старый интроверт ему говорит спасибо и уже готовится закрыть дверь.

А как же секрет, спрашивает условный протагонист?

Традиционные сказки в этом месте всё упрощают, и пожилой интроверт бурчит что-то, что, мол, лихо шестикрылое надо просто шлёпнуть под бок абрикосовой веткой, после чего одолеть его уже не составит труда. Но мы-то с вами знаем: суть квеста была не в этом. Суть квеста была в самом квесте. Чтобы условный протагонист отрастил уже наконец хребет и одолел змиево отродье на чистом энтузиазме.

Очень многие вещи понимаются только одним опытом. В смысле вашим личным. Они не поймутся вами из биографий миллионеров, инструкций, селф-хелпа, ревью на "Кинопоиске", заветов великого Ленина или слухов вашей прабабки. Даже ваша собственная идеология, как бы проработана она ни была, формируется скорее из вашего опыта, нежели из сугубо теоретических построений (то есть, люди часто верят просто в то, что с ними произошло). 

Просто путешествие героя подразумевает, что герой таки путешествует, и в процессе путешествия понимает что-то, что ничем больше, кроме как прямым действием, он бы для себя не открыл. Лучшие материалы о музыке на TheQuestion Подписывайтесь на сообщество TheQuestion | Музыка ВКТомми Кэш ответил на вопросы TheQuestionПравда ли, что клип Монеточки «Запорожец» вдохновлен экспериментом Илона Маска?Каково это — работать с Little Big?

Так что же искусство, спросит дорогой читатель?

Искусство создает то, что можно назвать положением. Определенное высказывание о мире. Модель. Арка. Точно так же, как и сюжет выше.

Всякие взаимодействия с положениями подобного рода – всегда являются опытом прямого действия того, кто его производит, и затем того, кто это воспринимает и прорабатывает. Просто плохое искусство не способно ничего к вашему уже существующему опыту прибавить, а настоящее искусство может. 

Настоящее искусство — это воробей, влетевший в театр, это лабиринт, соразмерный жизни того, кто в него попал, это НЛО, которое приземлилось. Оно задаёт вопросы, о которых вы не подозревали, что они существуют, и решает эти вопросы способом, который никогда не пришел бы вам в голову. Потому что ваш мир ограничен вашим пониманием, ваше понимание ограничено вашим языком, а ваш язык ограничен вашим опытом. На картины смотрят затем же, зачем ходят в горы, поют псалмы, жрут мескалин и пускаются в кругосветку.

Потому что вот буквально первое, что оно пытается вам сказать — что путешествие есть. Его надо идти.

Это работает именно потому, что взаимодействие с искусством — требует последовательного прямого действия, методичности, терпения, интерпретации. Вы никогда не узнаете, как начать понимать картины никаким иным образом, кроме как посмотрев очень много картин. Вы не научитесь понимать книги, не читая книг. К тому же, что и художник, когда работал — именно что и совершал своё личное, может быть главное путешествие. Не в чьём-то чужом пересказе, а сам, в одиночку, вот этими самыми холстами. Это лучшая, самая прямая и самая ценная порода, которая вам доступна, и доступна она вам вот прямо сейчас, даром, и никто не уйдёт обиженным. Не её проблема, что вы её не берёте.

Когда же вы пуститесь в путь — искусство будет вашим другом и проводником, вашим волком, на котором вы едете, и вашим старым интровертом, подсказывающим вам, куда идти, что делать, и где искать недостающего опыта.

А дальше, вы конечно же спросите, а дальше-то что?

А не скажу я вам, дальше что. Принесите мне белый клок из хвоста гималайского вепря, тогда и поговорим.

Gleb Simonovотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии

Искусство -- познание себя и мира.

Очевидной функцией речи является передача информации. Но эта очевидность закрывает важную часть роли речи -- выражение своих чувств, общение, установку связей, формирование культуры. Это тоже передача информации, но немного отличной от той, что понимается обычно -- где добыча, как её добыть.

Искусство тоже средство самовыражения, выражения своих чувств. И речь тоже частично относится к искусству.

Другой функцией (часто упускаемой) и речи, и искусства является познание мира, осмысление мира через образы. 

Сначала вы просто ощущаете Солнце, потом вы пытаетесь выразить эти чувства. И вот в этот момент вы обнаруживаете смыслы. Вы осознаете их и делитесь этим с другими. Вы пытаетесь нарисовать и сообщить, что Солнце это свет, это тепло, это круг или, быть может, даже шарик, что оно движется, что оно уходит и приходит, что оно по мере времени дня греет по-разному, что оно дарит жизнь. 

Представьте себе, что вы чувствуете тепло, но не знаете такого слова и его синонимов. Вот когда вы пытаетесь выразить это чувство, это и есть искусство, познание мира.

Ещё:

В чем смысл современного искусства?

В чем смысл поэзии? Почему набор рифмующихся слов называютискусством?

Для чего нужна литература? И вообще, искусство?

Хотя Эммануил Кант говорил, что у искусства нет большой цели, а есть только конкретная и маленькая задача — оказать влияние на человека здесь и сейчас, во время спектакля, я с этим позволю себе поспорить. Искусство, как мне кажется, несет в себе две важные функции.

Первая – оно служит духовному, или эволюционному развитию человека. Театр, например, может соединять людей со Знанием о всех нас. Есть пьесы, которые содержут это Знание. Ну, а так же искусство раскрывает в человеке его божественный потенциал, помогает ему ощутить, что-то ускользающее от человека в его обычной жизни. Искусство – это вход.

А вторая цель – искусство может нести терапевтический характер. Оно как будто расслабляет человека, помогает ему очиститься и выпустить из себя блоки, зажимы, задуматься о том, чего раньше боялся или избегал. Зритель приходит в зал, в темноту, и может пережить все это в безопасности.

Спектакль это способ коммуникации, это разговор. Вы сидите во МХТ, а Богомолов вам что-то говорит. Он вас не считает плохими и не хочет вас обидеть, он просто вам что-то сообщает о себя, о том, что думает о политике, о культуре. Если вам не нравится, то что он говорит, и то каким он говорит языком, то вы можете не ходить на разговор с ним, на его спектакли. Но вы же видите полные залы, значит, кто-то хочет его послушать. И не министерству культуры решать, кто будет говорит, с кем и на каком языке. Это не дело министерства, министерство – это необходимая бюрократия, это обслуживающий персонал. И в этом нет ничего унизительно. Мы все, в каком-то смысле обслуживающий персонал. Мы обслуживаем эту вселенную. И Богомолов с Серебренниковым и Звягинцевым в первую очередь.

Показать ещё 21 ответ
Ответить